Знаменитые строения Петербурга, 1–7 ноября

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

1 ноября

1892 г. В Александровском саду открыт памятник Пржевальскому

(20 октября) 1 ноября 1892 года в Александровском саду у Адмиралтейства открыт памятник российскому путешественнику, исследователю Центральной Азии Николаю Михайловичу Пржевальскому (1839–1888).

Памятник установлен по проекту его друга генерал-майора А.А. Бильдерлинга на средства, собранные по подписке, которую организовало Русское географическое общество.

Бронзовый бюст путешественника воздвигнут на постамент виде гранитной скалы. Рядом с постаментом — бронзовая фигура верблюда с дорожными вьюками.

Иногда памятник Пржевальскому из-за внешнего сходства принимают за памятник Сталину, существует даже легенда об их родстве.

2 ноября

1967 г. Открыт новый Ланской мост через Черную речку

В XIX веке по Черной речке и Ланскому проспекту (ныне Ланское шоссе) проходила северная граница Санкт-Петербурга. В 1849 году на выезде из города на Ланской проспект через речку был построен деревянный мост. Его назвали 2-й Чернореченский (чтобы не путать с уже существовавшим на тот момент Чернореченским мостом, расположенным ниже по течению), затем — Пограничный, и наконец — Ланской.

Как и другие топонимы в районе Черной речки, название шоссе и моста связано с фамилией графского рода Ланских, которые с конца XVIII века владели здесь большим участком земли.

В 1960-е годы в районе проспекта Смирнова (так в 1962–1991 годах называлось Ланское шоссе) велось активное жилищное строительство, и узкий деревянный Ланской мост перестал справляться с возросшими нагрузками. В 1967 году на его месте соорудили новый железобетонный мост. Проект разработали инженер Р.Я. Розен и архитектор Л.А. Носков.

Новый мост торжественно открыли 2 ноября 1967 года в преддверии празднования 50-летней годовщины Октябрьской революции.

Расположение Ланского моста интересно, в первую очередь, тем, что совсем недалеко к северу от него находится место последней дуэли Пушкина. Здесь 27 января 1837 года великий русский поэт стрелялся с Дантесом и был смертельно ранен. А в 1844 году, спустя 7 лет после гибели поэта, его вдова Наталья Николаевна вышла замуж за графа Петра Ланского, чей род владел землями вокруг Черной речки, и чье имя дало название Ланскому мосту.

3 ноября

1738 г. Основано Смоленское православное кладбище

Смоленское православное кладбище — старейшее из действующих кладбищ Санкт-Петербурга. С 1710 года недалеко от острога военной канцелярии Петербурга хоронили умерших узников. 18 лет спустя это место официально получило статус кладбища.

3 ноября 1738 года Указом Сената было отведено отводится место для погребений «на Васильевском острове, у Черной речки (ныне р. Смоленка), между 18 и 23 линиями». Кладбище названо по деревянному храму Смоленской иконы Божией Матери, построенному в 1760 году. Значительный ущерб ему нанесло наводнение 1824 года.

Смоленское кладбище было традиционным местом погребения академиков, университетских профессоров, преподавателей Горного института, воспитанников военно-учебных заведений, актеров, писателей и художников. В 1828 году здесь похоронена няня А.С. Пушкина — Арина Родионовна.

Долгие годы кладбище являлось духовным центром Санкт-Петербурга — благодаря могиле святой блаженной Ксении Петербургской. В 1902 году на месте ее погребения была возведена часовня по проекту архитектора А.А. Всеславина. В 1940 году часовню закрыли вместе со Смоленской церковью. В 1983 году ее вернули общине, и после восстановительных работ вновь освятили 10 августа 1987 года.

4 ноября

1779 г. Освящена лютеранская церковь Святой Анны (Анненкирхе)

(24 октября) 4 ноября 1779 г. освящена каменная лютеранская церковь святой Анны на Кирочной улице, построенная по проекту Ю.М. Фельтена (Анненкирхе).

Первая деревянная «мазанковая» церковь святой Анны в Литейной части появилась 26 октября 1740 года. Она была построена по проекту Петра Еропкина на средства, выделенные императрицей Анной Иоанновной. Фасад был украшен пилястрами, небольшую колокольню венчал шпиль. При церкви работало немецкое училище святой Анны или Анненшуле.

20 июля 1775 года на месте деревянной церкви был заложен новый каменный храм по проекту архитектора Юрия Фельтена. Церковь Святой Анны находилась на открытом месте и была обращена двумя фасадами к двум улицам — Четвертой Артиллерийской (ныне Кирочная) и Фурштатской. Северный фасад, выходящий на Фурштатскую улицу, решен в виде полукруглой ротонды с колоннами ионического ордера и увенчан небольшим куполом на шестигранном барабане. Южный фасад представляет собой пилястровый портик и тоже пышно украшен. Ионические колонны оформляют и интерьер церкви.

Освящение церкви состоялось (24 октября) 4 ноября 1779 года. А в 1826 году бывшая Четвертая Артиллерийская улица была переименована в Кирочную — по кирхе Святой Анны. Храм посещали Карл Фаберже, Петр Лесгафт, Карл Брюллов, который здесь венчался. В начале XX века приход церкви насчитывал около 12 тысяч человек.

В 1935 году храм был закрыт. В советские годы здесь располагался кинотеатр повторного фильма «Спартак», где показывали шедевры киноклассики. В 2002 году случился пожар, и долгие годы здание было заброшенным. Лишь в 2010 году городские власти отремонтировали кровлю и фасады церкви, но на реставрацию интерьеров ресурсов не хватило.

В 2013 году в Анненкирхе въехал приход евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, и после небольшого ремонта возобновились богослужения.

С 2014 года ведутся работы по восстановлению храма, по воскресеньям здесь проходят службы на русском и английском языках. Аненкирхе работает и как общественный культурный центр: здесь регулярно проходят концерты, кинопоказы, открытые лекции и другие мероприятия. В здании царит необычная, слегка таинственная атмосфера: посетители могут увидеть опаленные пожаром стены, тайные ходы и комнаты, фактурные старинные лестницы и витражи.

5 ноября

1818 г. Освящена церковь «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной

История храма восходит к первым годам строительства Петербурга. В начале XVIII века там, где ныне пересекаются проспект Чернышевского и Шпалерная улица, располагались селения, окруженные болотами. Петр I подарил этот участок земли своей сестре Наталье Алексеевне. В 1711 году здесь возвели каменный дворец для царевны и устроили в нем домовую церковь.

Церковь получила наименование «церковь Воскресения за Литейным двором» и дала название будущим Воскресенскому (ныне Чернышевского) проспекту, Воскресенскому наплавному мосту и Воскресенской (ныне Робеспьера) набережной.

Из церкви Преображения Господня на Ордынке в новый храм перенесли почитаемую со второй половины XVII века чудотворную икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которая стала одной из первых святынь молодого Петербурга.

При Елизавете Петровне домовая церковь была обращена в приходскую, а в 1801 году перешла в епархиальное ведение Синода. В 1811 году церковь пострадала от пожара, а в 1817–1818 годы по проекту архитектора Луиджи Руска на ее месте была построена каменная церковь — образец высокого классицизма. Внутри это ротонда, купол которой поддерживают 24 ионические колонны.

(24 октября) 5 ноября 1818 года Митрополит Михаил освятил Воскресенскую (иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость») церковь на Шпалерной улице. Она стала одной из самых посещаемых в Санкт-Петербурге. Многие жители столицы, в том числе и августейшие особы, приходили в храм, чтобы получить помощь у главной святыни. Царский двор пожертвовал средства на украшение иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», «одев» ее в золото и драгоценные камни.

В послереволюционные годы церковь закрыли, в 1932 году здание передали Музею истории религии, а с 1970 года в нем находилось городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. С 1993 года в церкви возобновлены богослужения.

1865 г. Открыта Немецкая реформаторская церковь (позднее — ДК Связи)

(24 октября) 5 ноября 1865 года была освящена и открыта Немецкая реформаторская церковь на набережной Мойки у Почтамтского моста.

Церковь возвели в 1862–1865 годах по проекту Г.А. Боссе для нужд немецкой реформатской общины. Это был храм в псевдороманском стиле с высокой двухъярусной колокольней, окна украшали витражи. Стены фасадов здания были сделаны из красного кирпича без штукатурки, отдельные элементы выкрашены в белый цвет.

В здании на первом этаже размещалась школа и квартира пастора, на втором — сам храм с большими витражными окнами и органом.

В 1872 году в кирхе случился сильный пожар. Восстановление храма осуществлял архитектор К.К. Рахау, по проекту которого увеличили высоту колокольни и выше подняли потолок.

В 1929 году церковь закрыли и к 1940 году перестроили под Дворец культуры работников связи. При этом бывший узкий и длинный церковный холл сохранил основные внешние формы, а башня была капитально перестроена в стиле конструктивизма. Увенчавший ее с запада барельеф в виде фигур рабочих, крестьян, красноармейца и революционных матросов, символизировал победу революции.

Сейчас в этом здании располагается региональный учебный центр Почты России.

1965 г. Открыт мост Александра Невского

55 лет назад, 5 ноября 1965 года, был открыт мост Александра Невского, который до сих пор остается самым длинным и самым высоким из разводных мостов Санкт-Петербурга. Перекинутый через Неву от площади Александра Невского к Заневскому проспекту, он соединил исторический центр с правобережными районами города.

Продолжить Невский проспект на правый берег Невы планировалось еще в 1930-е годы. На генеральном плане Ленинграда 1939 года обозначен новый мост между Красной площадью (ныне площадь Александра Невского) на левом берегу реки и площадью Челюскинцев и 1-й Охтинской прорезкой (ныне Заневский проспект) — на правом.

Потребность в новом мосте стала особенно острой в 1950-х годах, когда на правом берегу Невы, в районе Заневского проспекта, развернулось активное жилищное строительство. Сооружение переправы было объявлено «градостроительной задачей особой важности».

Проект моста разработали специалисты института «Лентрансмостпроект», которые применили передовые для того времени инженерные решения. Впервые в СССР были использованы ванты — стальные тросы из легированной стали диаметром 70 мм. Они находились внутри полных внутренних железобетонных конструкций (в современных проектах мостов ванты выносятся наружу). Поэтому мост Александра Невского можно условно назвать первым вантовым мостом в нашем городе.

Строительство переправы началось в 1960 году под рабочим названием Старо-Невский мост. Это семипролетное железобетонное сооружение с разводным пролетом посередине длиной 633 метра, а вместе с пандусами на обоих берегах—907,7 метров.

Для пропуска судов предусмотрен разводной пролет размером в свету 50 метров и два постоянных пролета шириной по 120 метров и высотой 11 метров, так что многие суда могут проходить под мостом, даже когда он наведен.

Так мост Александра Невского стал самым длинным и самым высоким из разводных мостов через Неву в пределах города.

Строительство продолжалось 5 лет. 15 мая 1965 года мост официально получил свое современное наименование — мост Александра Невского, по одноименной площади на левом берегу Невы. Открытие переправы состоялось 5 ноября 1965 года, событие было приурочено к 48-й годовщине Октябрьской революции.

6 ноября

1833 г. Открыт для судоходства Обводный канал

Обводный — самый крупный канал в Санкт-Петербурге, он протянулся на 15,5 км от реки Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки.

Сооружение канала было намечено в 1765 году по предложению архитекторов А.В. Квасова и И.Е. Старова. Он образовывал границу города, как бы обводя его с юга. Отсюда и название — Обводной или Обводный канал. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный. Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров. Когда-то cо стороны города он был укреплен валом.

Первый участок от Екатерингофки до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект) прорыли в 1769–1776 годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье. С 1805 по 1833 годы Обводный канал продлили на восток до Александро-Невской лавры.

(25 октября) 6 ноября 1833 года Обводный канал торжественно открыли для судоходства. По его берегам стояли многочисленные заводы и фабрики, к которым сплошной вереницей шли суда с разнообразными грузами. В конце XIX века грузовой порт перевели на Гутуевский остров, и канал постепенно утратил свое транспортное значение, обмельчал, и судоходство по нему прекратилось.

Укрепление берегов Обводного канала камнем началось в 1930-х годах. А в 1960-х годах, когда строились современные Ново-Каменный и Ново-Московский мосты, вдоль канала были сооружены транспортные тоннели, а стенки набережных по обоим берегам стали двухъярусными.

Многие заводы и фабрики с набережной канала перевели на городские окраины, и в этих зданиях теперь находятся креативные пространства. Например, в 2017 году в помещении старинного газгольдера на наб. Обводного канала, д. 74, лит. Ц, открылся крупнейший в мире планетарий.

Через Обводный канал перекинуты 23 моста.

1936 г. Открыт Володарский мост

6 ноября 1936 года был открыт Володарский мост — первый большой разводной мост, построенный в Ленинграде после революции.

Генеральный план Ленинграда 1930-х годов предполагал активное развитие города на юг; рассматривался даже перенос административного центра Ленинграда из исторического центра на проспект Сталина (ныне Московский проспект). С этими планами связан проект центральной дуговой автомагистрали, проложенной от правого берега Невы через все южные районы — к Финскому заливу.

Новый мост решено было соорудить в створе Ивановской улицы на левом берегу Невы и дороги на станцию Нева (ныне Народная улица) — на правом. Проект разработали специалисты «Ленмосттреста» под руководством профессора Григория Петровича Передерия. Перед проектировщиками стояла задача сэкономить металл, поэтому Володарский мост стал первой железобетонной переправой через Неву.

Мост имел пять пролетов, в том числе разводной пролет посередине. Он выделялся своей оригинальной конструкцией — каждое пролетное строение состояло из двух воздушных железобетонных арок. Под береговыми пролетами, по набережным, проходили автомагистрали. Подобное планировочное решение также было применено впервые.

Строительство моста началось в 1932 году и завершилось в 1936 году. Мост был торжественно открыт 6 ноября в канун 19-летней годовщины Октябрьской революции Название он получил в честь революционного деятеля В. Володарского, который был убит в 1918 году недалеко от будущего моста. Чуть выше по течению от моста, на левом берегу Невы, можно увидеть памятник революционеру.

10 сентября 1985 года под мостом произошла авария, повредившая разводной пролет. Вскоре было принято решение о полной реконструкции Володарского моста. Вместо железобетонных пролетных строений были сооружены металлические, двукрылый разводной пролет заменили однокрылым. Володарский мост полностью изменил свой архитектурный облик.

Старые железобетонные арки Володарского моста, демонтированные при реконструкции 1986–1993 годов, долгое время лежали в поселке Новосаратовка Всеволожского района. В 2017 году их приобрел на торгах у города житель поселка Андрей Горбань.

7 ноября

1926 г. Открыт памятник Ленину у Финляндского вокзала

07 11 Ленин

7 ноября 1926 года, в честь 9-й годовщины Октябрьской революции, у Финляндского вокзала открыт памятник В. И. Ленину, сооруженный по проекту скульптора С.А. Евсеева и архитекторов В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейха.

Памятник относится к числу первых произведений монументальной скульптуры советского период — это второй завершенный памятник вождю большевиков в городе (первый был установлен в августе 1926 года на территории Невского завода).

Монумент отражает один из моментов революционной истории страны, когда 3 апреля 1917 года В. И. Ленин прибыл из эмиграции в Петроград, на Финляндский вокзал и, поднявшись на броневик, выступил с призывом к революции.

Первоначально памятник стоял у старого здания Финляндского вокзала. После Великой отечественной войны, по проекту реконструкции площади Ленина, его переместили в центр южной части площади, ближе к Неве.

1932 г. Открыт «Большой дом» на Литейном проспекте

7 ноября 1932 года, к 15-летию Октябрьской революции, на Литейном проспекте, 4, было торжественно открыто новое здание ГПУ—НКВД—КГБ—ФСБ, известное как «Большой дом».

На этом месте стояло здание Окружного суда, построенное в XIX веке В. И. Баженовым. В феврале 1917 года Окружной суд был сожжен. В начале 1930-х годов в квартале между улицами Шпалерной (тогда — ул. Воинова) и Захарьевской (тогда — ул. Каляева) было возведено административное здание, предназначенное для ОГПУ-НКВД.

Здание построено по проекту архитекторов Н. А. Троцкого, А. А. Оля и А. И. Гегелло. Этот памятник советской архитектуры, решенный в формах конструктивизма, стал доминантой Литейного проспекта. Внешняя архитектура здания проста и монументальна. Главный мотив центрального фасада состоит из чередующихся высоких пилонов и окон. Их вертикальный ритм сочетается с горизонтальным несколько утяжеленным первым этажом, облицованным красным гранитом. Угловые остекленные башни создают контраст с центральной и боковыми частями.

Внутренние интерьеры здания могут увидеть лишь сотрудники ведомства и те, кому не посчастливится попасть внутрь в качестве подследственных. Мы надеемся, что вы не окажетесь в их числе, и поэтому расскажем об интерьерах чуть подробнее.

Главный фасад с парадным вестибюлем выходит на Литейный проспект Архитектурно-пространственное решение вестибюля в уменьшенном объеме повторяется на всех остальных восьми этажах. На каждом этаже имеется небольшой холл с двумя круглыми столбами, облицованными искусственным мрамором черного цвета. Стены облицованы искусственным мрамором светло-серого цвета с темными прожилками. Длинные коридоры освещаются с торцов и лестничных клеток. Вдоль коридоров по обеим сторонам расположены кабинеты, отделанные дубом. Мебель и архитектурное решение интерьеров составляют единый ансамбль.

Наиболее интересно решен зал заседаний. Расположенный на седьмом этаже, он охватывает по высоте два этажа. Пространство прямоугольного в плане зала с балконом перекрыто ребристым железобетонным потолком. Стены облицованы искусственным мрамором розового цвета разной степени интенсивности. Ограждение балкона выполнено из серого мрамора. Вертикальные боковые простенки чередуются с оконными проемами, идущими от пола до потолка. Две горизонтальные полосы встроенного освещения пересекают потолок по всей его длине.

Рассказывают, что внутренний коридорчик между тюрьмой и административным зданием известен среди арестантов как «Мостик вздохов». Согласно тюремным правилам при встрече заключенных одного из арестантов останавливали лицом к стене. Легкий вздох был единственным способом поприветствовать собрата по несчастью.

Со времен сталинских репрессий «Большой дом» окружен мрачными легендами. В народе о нем говорят: «Большой дом на Литейном — самый высокий в городе: из его подвалов видна Сибирь». А еще в народе ходит слух, что под землей здание имеет столько же этажей, сколько и над ней. На самом же деле глубокий котлован, вырытый при строительстве, был для устойчивости здания заполнен армированным бетонным монолитом. Пол подвального помещения всего на 1,8 метра ниже уровня земли.

Хотите больше знать об истории города? Посетите одну из наших авторских экскурсий по Петербургу!

Интересные экскурсии

Город и пригороды — двойная обзорная экскурсия
Экскурсия по городу и одному из знаменитых пригородов на минивене или микроавтобусе
От Бермудского треугольника к Пяти углам
Прогулка по местам, где петербургские мифы переплелись с реальными событиями
По ночному городу на минивене или микроавтобусе
Уникальное петербургское шоу – разводка мостов