Знаменитые строения Петербурга, 16–22 августа

showcase image

В новой рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

16 августа

1754 г. Освящен первый Спасо-Преображенский собор

(5) 16 августа 1754 года был освящен первый Спасо-Преображенский собор, возведенный на месте штаба гренадерской роты Преображенского полка.

Приказ о возведении храма отдала императрица Елизавета Петровна —в благодарность Преображенскому полку. Именно с его помощью Елизавета осуществила дворцовый переворот, сделавший ее императрицей. Постройка собора началась в 1745 году. Первый камень в основание будущего храма положила Елизавета Петровна; она присутствовала и при освящении.

12 ноября 1796 года, уже при Павле I, полковой собор получил почетное наименование «собор всей гвардии».

В августе 1825 года из-за неосторожности рабочих, ремонтировавших храм, он сгорел; на его месте с использованием старых стен возвели новый собор в стиле ампир по проекту Василия Стасова.

Храм отличает необычная ограда, созданная тем же Стасовым в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Ограда состоит из многочисленных 18 и 24-фунтовых трофейных орудий, вывезенных из различных турецких крепостей: Измаила, Варны, Тульчи, Исакчи, Слилистрии и др. Пушки были выделены в дар храму по указу Николая I; на них до сих пор можно рассмотреть полученные при создании имена: например, «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть» и т.д.

Новый храм был освящен в годовщину открытия первого собора — 5 (17) августа 1829 года. Он стал одним из самых популярных в Санкт-Петербурге. За создание этого храма император подарил архитектору бриллиантовый перстень и 1325 рублей, сэкономленных на сооружении необычной ограды.

Внутри храма находится доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших с 1702 по 1917 год.

17 августа

1816 г. Открыт чугунный Поцелуев мост

(5) 17 августа 1816 года был открыт для проезда чугунный Поцелуев мост через реку Мойку. Свое название он получил в конце 1780-х годов по трактиру «Поцелуй», расположенному неподалеку, на левом берегу реки Мойки. Питейное заведение находилось в доме купца Никифора Поцелуева, который, в свою очередь, обязан своей фамилией старинному слову «целовальник» — чиновник, собирающий подати с кабаков.

История моста восходит к 1738 году — здесь была деревянная пешеходная переправа с разводным пролетом подъемного типа для пропуска мачтовых судов. Мост раскрашивали в разные цвета, поэтому он назывался Цветным.

В 1800-х годах при строительстве гранитной набережной реки Мойки, на ней начали возводить чугунные мосты. Типовой проект однопролетного арочного моста разработал в 1807 году инженер В.И. Гесте. Арочное пролетное строение собирали из чугунных тюбингов-секций, соединенных болтами. Открывшийся в августе 1816 года Поцелуев мост стал неразводным.

7 ноября 1824 года мост сильно пострадал от петербургского наводнения. Очевидец этих событий писатель А.С. Грибоедов рассказывал в своем очерке «Частные случаи петербургского наводнения»: «На другой день поутру я пошел осматривать следствия стихийного разрушения. Кашин и Поцелуев мосты были сдвинуты с места...»

В 1907–1908 годах переправу реконструировали в связи с прокладкой трамвайных путей. Архитектурное оформление, в целом, осталось прежним, но появились новые фонари с кронштейнами на обелисках. Позднее они были утрачены и воссозданы только в 1952 году по проекту архитектора А.Л. Ротача.

Архитектурный облик переправы с начала XIX века дошел до нас практически неизменным. Содержание и обслуживание Поцелуева моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».

Мост окружен городскими легендами из-за своего романтического названия. По одной из них, в XVIII веке граница города проходила по реке Мойке, и мост служил местом расставаний и встреч. Другие предания гласят, что здесь прощались со своими возлюбленными моряки Гвардейского Флотского экипажа, арестанты близлежащей тюрьмы или просто тайные любовники.

Старинный петербургский обычай предписывал целоваться на этом мосту не только влюбленным, чтобы никогда не расставаться, но и просто знакомым — независимо от степени близости и родства, — на счастье. В наше время Поцелуев мост — одно из популярных мест у молодоженов.

18 августа

1782 г. Открыт памятник Петру I «Медный всадник»

Гордый силуэт Петра Великого на коне, топчущем змею, был создан выдающимся французским скульптором Этьеном Фальконе по указанию Екатерины II. Голову Петра изготовила Мари Анн Колло, ученица Фальконе, а змею вылепил русский мастер Федор Гордеев.

Примечателен и гранитный постамент, на котором возвышается император. В его основу лег «Гром-камень», многотонный монолит, который проделал длительный путь из деревни Конная Лахта, прежде чем стать подножием выдающейся скульптуры.

Надпись на постаменте гласит: «Петру первому Екатерина вторая» (с другой стороны памятника надпись приведена на латыни: «Petro primo Catharina secunda»).

Место для памятника — на Сенатской площади было выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, а также здание Сената.

Торжественное открытие монумента состоялось (7) 18 августа 1782 года. Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на площади большой толпе народу. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь Голицын.

В четвертом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

Всемирно известное название памятника — «Медный всадник» впервые прозвучало лишь через 60 лет в одноименной поэме Пушкина.

19 августа

1839 г. Открыта Пулковская обсерватория

(7) 19 августа 1839 года была открыта Пулковская астрономическая обсерватория при Академии наук.

До 1839 года самой крупной обсерваторией Российской империи была Академическая обсерватория в Санкт-Петербурге. Однако уже в конце XVIII века появилось предложение перенести обсерваторию за границы быстро растущей столицы, в место, более подходящее для точных астрономических наблюдений.

Для ее строительства было выбрано место на вершине Пулковской горы, в 14 верстах к югу от Московской заставы, на высоте 248 футов (75 метров) над уровнем моря. Проект здания составил архитектор А. П. Брюллов. Закладка обсерватории состоялась 21 июня (3 июля) 1835 года, а торжественное освящение х зданий — 7 (19) августа 1839 года. Первым директором стал Василий Яковлевич Струве.

В обсерватории установили один из крупнейших в мире на тот момент телескопов — с фокусным расстоянием 7 м и диаметром объектива 38 см.

После открытия обсерватории ее основным направлением работ стало определение положения звезд в пространстве, поиск и исследование двойных звезд. Здесь были составлены достаточно точные для того времени каталоги звездного неба.

В 1889 году в Пулково создана астрофизическая лаборатория и установлен самый большой в мире телескоп-рефрактор с 76-сантиметровым диаметром объектива.

В XX веке обсерватория начала передавать по радио сигналы точного времени.

В годы Великой Отечественной войны здание Пулковской обсерватории было полностью разрушено. Однако основную часть оборудования удалось сохранить. Здание было восстановлено в 1946–1954 годах по архивным проектам Брюллова.

С 1990 года обсерватория входит в состав объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Сегодня это главная астрономическая обсерватория РАН. Ее научная деятельность охватывает практически все направления фундаментальных исследований современной астрономии: небесная механика и звездная динамика, астрометрия (геометрические и кинематические параметры Вселенной), Солнце и солнечно-земные связи, физика и эволюция звезд, аппаратура и методика астрономических наблюдений.

По Пулковской обсерватории проводятся дневные и ночные экскурсии для детей и взрослых. Экспонаты Астрономического музея отражают историю развития российской астрономии XIX-XX веков. Здесь можно познакомиться с уникальными экспонатами — геодезическими инструментами, измерительной и вычислительной техникой, с оптикой крупнейших телескопов XIX-XX веков, собранием астрономических часов, портретами астрономов и ученых прошлых веков; увидеть центр Круглого зала, через который проходит знаменитый Пулковский меридиан.

1884 г. На Пушкинской улице открыт памятник Пушкину работы Опекушина

(7) 19 августа 1884 года на Пушкинской улице в Петербурге открыт памятник А.С. Пушкину работы скульптора А. М. Опекушина, поставленный на средства города. Постройка обошлась в 10 тысяч рублей.

Идея установить памятник Пушкину возникла сразу после гибели поэта. Но работы по созданию монумента начались только в 1883 году, а открытие состоялось год спустя.

Бронзовая фигура поэта создана Александром Опекушиным и отлита на заводе Морана. Пушкин стоит в задумчивости, слегка опершись на одну ногу, руки скрещены на груди, взгляд устремлен вперед грядущему. Современников поражало точное портретное сходство скульптуры с его живым прототипом. Эта деталь характерна для творческого почерка Опекушина.

Гранитный пьедестал создал архитектор Н.Л. Бенуа. На правой стороне пьедестала выбиты строки из стихотворения Александра Сергеевича «Памятник», на левой стороне —из поэмы «Медный всадник».

В 1937 году памятник чуть было не репрессировали. Низкорослый Пушкин, «недостаточно ярко отражающий величие главного русского поэта», к столетию со дня гибели поэта собирались демонтировать. По воспоминаниям Анны Ахматовой, памятник отстояли дети — жители окрестных домов.

1907 г. Освящен храм «Спас-на-крови»

(6) 19 августа 1907 года на Екатерининском канале был торжественно освящен храм Воскресения Христова. Он строился 24 года и освящен был в день Преображения Господня митрополитом Антонием в присутствии Императора Николая II и других членов императорской фамилии.

«Спас-на-крови» — таково народное название собора Воскресения Христова. Это уникальный храм-памятник, возведенный в память о царе-освободителе Александре II. 1 марта 1881 года на этом месте было совершено покушение на императора. От полученных ранений самодержец скончался. Отсюда и название собора, в котором подразумевается пролитая царская кровь.

Сначала на месте гибели царя появилась временная часовня, ее построили на городские средства по проекту Леонтия Бенуа (русский архитектор, брат знаменитого художника Александра Бенуа). Уже в апреле1881 года в часовне провели первую церковную службу. А в 1883 году здесь был заложен новый, большой храм. К созданию проекта привлекались именитые архитекторы XIX века, в итоге был утвержден проект Альфреда Парланда.

Храм выполнен в русском стиле, он во многом похож на столичный собор Василия Блаженного, построенного в XVI веке, но, в отличие от него, уже является стилизацией. Собор славится на весь мир своей мозаикой. Внутри можно увидеть крупнейшее в России собрание мозаики, алтайские и уральские поделочные камни, цветные мраморы из Италии, мозаичную коллекцию российской геральдики.

Через дорогу от Спаса-на-крови стоит часовня-ризница во имя Иверской иконы Божией Матери — два здания составляют единый архитектурный ансамбль.

С историей храма тесно связана история Ново-Конюшенного моста через канал Грибоедова. Его соорудили в 1883 году при возведении Спаса-на-крови — мост выполнял функции строительной площадки и был тогда самым широким в Петербурге: 115 кв. метров.

В 1907 году храм был освящен и открыт, а мост сделался постоянной переправой и получил название «мост Храма Воскресения Господня». После революции переправа много лет была безымянной — просто «мост-перекрытие». В 1939 году мост перестроили, и он перестал быть самым широким в городе, уступив пальму первенства Синему мосту через Мойку.

В 1967 году на месте старого моста был построен новый железобетонный. А еще через 8 лет он получил, наконец, имя, и стал называться... мостом Гриневицкого — в честь народовольца, бросившего бомбу в Александра II. Так, по иронии судьбы, в одном и том же месте была увековечена память и убийцы, и его жертвы.

Только в 1998 году переправа получила свое современное название по расположенной рядом Конюшенной площади.

20 августа

1721 г. Пущены знаменитые фонтаны Петергофа

(9) 20 августа 1721 года в Петергофе забили первые фонтаны и каскады. Это произошло за 2 года до официального открытия здесь летней резиденции русских императоров.

Петр I планировал создать дворцово-парковый ансамбль непосредственно на берегу Финского залива. Это место было выбрано не случайно. Обследуя местность, Петр обнаружил несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами, которые и стали питать петергофские фонтаны.

В 1735 году в центре ковша началось сооружение фонтана «Самсон». Изначально, по замыслу Петра I, планировалось вдоль Морского канала соорудить 22 фонтана со скульптурным убранством на сюжеты басен Эзопа. Однако позже решили сделать фонтаны в виде ваз.

В 1854–1860 годах обветшавшие вазы убрали и на их месте остались 14 фонтанных бассейнов. Сейчас их мощные струи образуют великолепную хрустальную колоннаду, ведущую к Большому каскаду.

Работы по созданию дворцово-паркового ансамбля продолжались на протяжении двух столетий. В них принимали участие выдающиеся архитекторы Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов, Ф. Растрелли, Ю. Фельтен, А. Штакеншнейдер. Благодаря их работе, усадьба с маленькими дворцами превратилась в «столицу фонтанов», жемчужину мировой архитектуры.

Сегодня Петродворец — всемирно известный город-музей под открытым небом. Здесь открыты для обозрения 10 музеев и три парка: Верхний, Нижний и Александрия. В Верхнем саду и Нижнем парке работают три каскада и 173 фонтана. Одна из главных достопримечательностей Петергофа — облицованный гранитом и украшенный золочеными маскаронами Морской канал.

В 1990 году город и его дворцово-парковые ансамбли были включены в список культурного наследия ЮНЕСКО.

21 августа

1833 г. Заложено новое здание лютеранской церкви Петра и Павла (Петрикирхе)

21 августа 1833 года на Невском проспекте в Санкт-Петербурге было заложено новое здание лютеранской церкви Святых Петра и Павла (Петрикирхе).

История храма восходит к первой трети XVIII века. В 1727 году царь Петр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы. Здание храма было заложено 29 июня 1728 года, в день апостолов Петра и Павла. Церковь, получившая название Петрикирхе, была большой, кирпичной, с деревянной башенкой. Она вмещала 1500 человек. Освятили ее 25 июня 1730 года в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания.

В 1832 году, когда здание обветшало, лютеранская община объявила конкурс на разработку проекта новой церкви. Лучшим был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника. Старое здание снесли летом 1833 года, тогда же было заложено новое.

В октябре 1838 года новую церковь освятили. Ее алтарь украсила картина кисти Карла Брюллова, изображавшая распятие. В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны — круглые изображения Святых Петра и Павла, также творения Брюллова.

В 1840 году в церкви был установлен большой орган фирмы Валькер (Людвигсбург, королевство Вюртемберг). В 1863 году в западной башне появились колокола, изготовленные в Бохуме (Вестфалия), а в 1864 году храму были пожертвованы 2 витража.

Церковь известна тем, что в советские времена ее перестроили под бассейн. С 1993 года храм снова стал действующим и был восстановлен. Следы бассейна частично остались в облике внутренних помещений, а чаша бассейна служит сегодня напоминанием о трагических страницах истории нашей страны.

22 августа

1874 г. Освящен дворец великого князя Владимира Александровича (Дом ученых)

(10) 22 августа 1874 года был освящен дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Дворец возведен архитектором А. И. Резановым по государственному заказу.

Это здание считается художественным эталоном стиля «историзм» в России. Парадные гостиные, Танцевальный зал, приемный кабинет Великой княгини Марии Павловны выполнены в стиле рококо. «Малиновая гостиная» и личная библиотека Великого князя воссоздают стиль ренессанса, столовая — готический стиль. Будуар выполнен в мавританском стиле. Из интерьеров в русском стиле сохранился один из лучших парадных залов — Дубовый (Большой банкетный), созданный А. И. Резановым и В. А. Шретером. Особой изысканностью отличается Главная лестница Дворца с ее изящным разворотом к Белому залу и уникальными расписными зеркалами итальянского мастера Т. Келацци.

При планировке и отделке интерьеров архитекторы учитывали высокий государственный статус Великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II и брата императора Александра III.

В 1888-1893 годы интерьеры дворца были перестроены под руководством архитектора М. Е. Месмахера. На первом этаже создан Нижний банкетный зал со сводчатым потолком в венецианском стиле. На втором этаже появилась Библиотека-Ротонда в стиле немецкого средневековья. Одним из украшений Дворца стала «Золотая лестница» в стиле Людовика XIV.

В 1893-1903 годы придворный архитектор Н. фон Гоген осуществил реконструкцию помещений на половине Великого князя Владимира Александровича и совместно с архитектором Р. Мельцером переоформил кабинет Владимира Александровича в стиле модерн. В 1910 году Придворный архитектор А. Пронин по желанию Великой княгини Марии Павловны создал Зимний сад на втором этаже.

Большая часть парадных залов и гостиных дошли до нашего времени практически в первозданном виде. Здесь можно увидеть многочисленные предметы жилого интерьера: мебельные гарнитуры, светильники, коллекцию фарфора, уникальные зеркала.

В 1920 году во дворце был организован первый в нашей стране Дом научной интеллигенции — ныне Дом ученых.