Знаменитые строения Петербурга, 15–20 ноября

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

 

15 ноября

1955 г. Запуск первой очереди Ленинградского метрополитена

15 ноября 1955 года открылось регулярное движение поездов по первому участку ленинградского метро между станциями «Автово» и «Площадь Восстания».

История Санкт-Петербургского метрополитена восходит к 1820 году. Именно тогда инженер Торгованов через графа Милорадовича обратился к Александру I с проектом сооружения тоннеля под Невой, но не нашел поддержки.

Только к концу XIX века, когда в Лондоне, Париже и Нью-Йорке появились подземные железные дороги, вновь заговорили о создании метро в Санкт-Петербурге. Было разработано несколько вариантов подземных и надземных (эстакадных) линий. Например, в 1895 году инженер Я.К. Генеман предложил засыпать Екатерининский канал и устроить в его русле электрическую железную дорогу. В 1904 году инженер Г. А. Гришсон предложил соорудить линию метрополитена, включавшую подземные и наземные участки от Балтийского и Варшавского вокзалов до Финляндского. А проект инженера П. И. Балинского предусматривал строительство шести веток и двух кольцевых линий общей протяженностью 172 км. Предлагались и другие проекты, но ни один из них не был одобрен Николаем II.

В 1917 году столицей России стала Москва, и первое метро было построено здесь — первая линия пущена в 1935 году. Только в 1938 году по инициативе Председателя Ленинградского Исполкома А. Н. Косыгина вновь был поднят вопрос о строительстве метро. К тому времени уже был разработан проект, предусматривавший создание трех линий «подземки», и в апреле 1941 года начались строительные работы. Но их прервала война.

Работы по строительству метрополитена в Ленинграде возобновились 22 мая 1946 года. Они заняли почти 10 лет. 15 ноября 1955 года состоялось торжественное открытие первой — Кировско-Выборгской — линии метрополитена. В нее вошли семь станций: «Площадь Восстания», «Владимирская», «Технологический институт», «Балтийская», «Нарвская», «Кировский завод» и «Автово», оформленные в пышно-помпезном стиле сталинской архитектуры.

16 ноября

1704 г. Заложено Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Адмиралтейство — один из самых известных памятников Северной столицы. С него началось зарождение флота в России, развитие судостроения и морского могущества России.

Строительство Адмиралтейства было начато в 1704 году по чертежам, подписанным лично Петром I, на острове между Невой и Мойкой (остров был назван Адмиралтейским). Оно задумывалось как главная судостроительная верфь России на Балтийском море.

Адмиралтейство было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись в походном журнале Петра: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен».

В условиях войны необходимо было защищать верфь, поэтому в 1706 году Адмиралтейство представляло собой крепость. Оно было ограждено земляным валом с пятью земляными бастионами. По периметру — рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника.

В 1711 году в центре главного фасада построена башня с металлическим шпилем, увенчанная корабликом-флюгером. Это — один из главных символов Санкт-Петербурга, создал его голландский мастер Харман ван Болос. По легенде силуэт флюгера повторяет контур первого корабля, зашедшего в порт Санкт-Петербурга вскоре после основания города.

Адмиралтейство неоднократно перестраивали. В 1732–1738 гг. под руководством архитектора И. К. Коробова было возведено первое каменное Адмиралтейство. А в начале XIX века по проекту архитектора А. Д. Захарова здесь появилось величественное трехэтажное здание высотой (вместе со шпилем) 72,5 метра.

Главный фасад Адмиралтейства имеет протяжённость 407 метров, он украшен шести- и двенадцатиколонными портиками, а по бокам главной арки установлены фигуры «Нимф, несущих земную сферу». Скульптурное убранство башни включает 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений. Статуи выполнены по моделям известного скульптора Ф. Ф Щедрина.

17 ноября

1845 г. Открыты колонны Славы на Конногвардейском бульваре

В начале Конногвардейского бульвара установлены две двенадцатиметровые колонны из серого сердобольского гранит. Венчают колонны бронзовые фигуры богини победы Ники с лавровыми венками в руках. Колонны Славы были открыты (5) 17 ноября 1845 года. Их история интересна еще и тем, что она связана с историей коней Клодта на Аничковом мосту.

В 1843 году император Николай I подарил королю Пруссии Фридриху Вильгельму IV две бронзовые группы «Укротителей коней», созданные скульптором П. К. Клодтом для Аничкова моста. Прусский король сделал ответный подарок: он заказал немецкому скульптору Х. Д. Рауху изготовить копии двух созданных им статуй Победы. Первые экземпляры статуй были установлены в 1839 году в парке эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге, а еще пара в 1843 году украсила в Берлине Белле-Аллианс Плац.

Две парные статуи были отлиты к ноябрю 1844 году в Лаухаммере. В январе 1845 году скульптуры и проект постамента с пояснительной запиской Рауха были доставлены в Петербург. Статуи было решено установить в начале нового Конногвардейского бульвара, который проложили на месте засыпанного Адмиралтейского канала. Место было выбрано неподалеку от бывших казарм лейб-гвардии Конного полка, чтобы увековечить его подвиги в Отечественной войне 1812 года.

Николай I поручил архитектору Карлу Росси составить смету затрат по установке колонн на Конногвардейском бульваре. В ходе работ Росси внес изменения в проект постамента и вместо мраморных капителей и баз предложил выполнить их из бронзы. Бронзовые капители и базы изготовил бронзовых дел мастер Нерике.

18 января 1845 года Росси подал на высочайшее имя записку «Об устройстве двух гранитных колонн под бронзовые фигуры для нового Адмиралтейского бульвара», в которой предложил установить аналогичные колонны с обеих сторон строившегося Благовещенского моста. Но царь отклонил это предложение, и в ноябре того же года колонны были открыты на Конногвардейском бульваре.

18 ноября

1873 г. Открыт памятник И. Ф. Крузенштерну

В день 100-летия мореплавателя, 8 (20) ноября 1870 года, на набережной Васильевского острова (ныне набережная Лейтенанта Шмидта) состоялась торжественная закладка памятника Крузенштерну. Часть средств на изготовление монумента собрали моряки по подписке, остальные деньги выделило Морское министерство по повелению императора Александра II.

Памятник, созданный по проекту скульптора И.Н. Шредера и архитектора И. А. Монигетти, был открыт (6) 18 ноября 1873 года. Бронзовая фигура стоит на пьедестале, где укреплен бронзовый щит с гербом Крузенштерна и девизом «spe fretus», что означает «живущий надеждой».

Монумент расположен напротив здания Морского кадетского корпуса, которое Крузенштерн окончил в 1788 году, а в 1827–1842 годах был здесь директором. У курсантов Корпуса по сей день сохранилась традиция: в ночь накануне выпуска они шьют гигантскую тельняшку и надевают ее на бронзовые плечи адмирала.

19 ноября

1919 г. Открыт «Дом искусств» в Петрограде

19 ноября 1919 года в Петрограде был открыт «Дом искусств» — своеобразная коммуна деятелей искусства и литературы. Он располагался в доме Чичерина-Елисеевых на углу Невского проспекта и набережной Мойки.

Здание имеет богатую историю. В 1755 году по проекту архитектора Б. Растрелли на этом месте был возведен деревянный Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. После окончания строительства каменного Зимнего дворца постройку разобрали, а в 1768 году участок перешел в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина. Для него возвели существующий дом с двухъярусной колоннадой. В 1858 году для тогдашних владельцев — купцов Елисеевых дом был реконструирован по проекту архитектора Н. П. Гребёнки.

Купцы и банкиры Елисеевы прославились как меценаты, любители и покровители искусств. С их домом связаны имена многих выдающихся людей — так, в 1780–1783 годах здесь жил архитектор Д. Кваренги, в 1828 году — писатель А. С. Грибоедов. Здесь располагалась типография и книжная лавка А. Плюшара и ресторан «Талон», редакция журнала «Отечественные записки»,

В 1919 год у по инициативе А. М. Горького был создан Дом Искусств, который стал одним из центров литературно-художественной жизни Петрограда. Достаточно сказать, что именно здесь Александр Грин написал «Алые паруса».

«Дом искусств» ставил задачей организацию вечеров, концертов, выставок, издание книг и материальную помощь писателям и художникам в голодном и холодном Петрограде. Он просуществовал до 1923 года, затем здесь открылся кинотеатр «Светлая лента», где пианистом-тапером работал тогдашний студент консерватории Дмитрий Шостакович. С 1931 года — кинотеатр «Баррикада». В 2007–2008 годах здание было перестроено, сегодня в нем находится отель.

20 ноября

1800 г. Освящен Михайловский замок

Михайловский замок и церковь при нем были торжественно освящены (8) 20 ноября 1800 года, в день Святого Архангела Михаила, покровителя дома Романовых. По легенде, во время коронации Павла I, одному из солдат привиделся Архангел Михаил. Набожный император посчитал это счастливым знамением.

Замок построили на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы, где Павел жил в детстве. Проектирование началось в 1784 году, император самолично нарисовал первые эскизы здания. Не отступая от основных принципов классицизма, Павел особенно ценил фортификационные элементы, напоминающие о Средневековье, такие как башенки или рвы с разводными мостами. Разработкой проекта и строительством замка руководили архитекторы Василий Баженов и Винченцо Бренна при участии Карла Росси, Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона и других известных зодчих.

Приступить к строительству здания Павел смог только, взойдя на престол. Михайловский замок был заложен 18 февраля 1797 года, освятили его 8 ноября 1800 года, но работы над интерьерами продолжались до марта 1801 года. Павел I с семьей переехали в новых дворец (1) 13 февраля 1801 года.

Император, который боялся заговоров, пытался обрести здесь убежище. Однако судьба настигла Павла именно в этом здании — Михайловский замок стал местом его убийства. Павел I прожил в своей новой резиденции только 40 дней. В ночь на (12) 24 марта 1801 года император был убит заговорщиками в собственной спальне. Организатором заговора высокопоставленных сановников был Петр Пален — петербургский генерал-губернатор и глава тайной полиции.

В 1819 году в замке разместилось Главное инженерное училище, которое и подарило зданию его второе имя — Инженерный замок. В 1838–1843 годах в этих стенах учился будущий великий русский писатель Достоевский.

С 1991 года Михайловский замок находится в ведении Государственного Русского музея.

1833 г. Открыт Михайловский театр

(8) 20 ноября 1833 года балетом «Амур в деревне» и водевилем Каратыгина «Знакомые незнакомцы» открылся Михайловский театр в Санкт-Петербурге.

Блестящая история Михайловского театра началась с выбора архитектора здания. Им стал знаток искусств Александр Павлович Брюллов, который вписал театр в сложившийся ансамбль Михайловской площади, созданный Карлом Росси.

Площадь, организованную вокруг Михайловского дворца, по замыслу Росси, окружали трехэтажные жилые дома. Поэтому Брюллов придал театру облик жилого дома. О том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Весь блеск императорского театра заключен внутри: серебро и бархат, зеркала и хрусталь, живопись и лепнина.

Зрительный зал имел в плане подковообразную форму. Четыре зрительных яруса опирались на тонкие чугунные колонны и кронштейны. Полихромные орнаменты плафонов и стен воспроизводили мотивы помпейских росписей.

В 1859 году архитектор Альберт Кавос, отвечавший за городские музыкальные театры, перестроил здание, расширил сцену и надстроил пятый ярус в зрительном зале. В интерьерах появилась элементы барокко — лепнина, кариатиды над авансценой. Именно тогда в Михайловском театре появился плафон итальянского художника Джованни Бузатто «Победа сил просвещения и наук над темными силами невежества». Эти интерьеры сохранились до нашего времени.

В театр съезжался весь петербургский свет, включая двор и императорскую семью. На сцене театра выступали французская и немецкая труппы, а за дирижерским пультом не раз стоял маэстро Иоганн Штраус. После революции 1917 года иностранные актеры были вынуждены покинуть страну, и для Михайловского театра остро встал вопрос формирования собственной труппы.

6 марта 1918 года театр открыл новый сезон в роли второго государственного оперного театра Петрограда; в 1920 году театр получил название Государственного академического театра комической оперы; в 1921 году он был переименован в Малый академический театр, а в 1926 году — в Ленинградский академический Малый оперный театр (МАЛЕГОТ).

В XXI веке театру возвратили его историческое название, и сегодня оно звучит так: Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского — Михайловский театр.

Хотите больше знать об истории города? Посетите одну из наших авторских экскурсий по Петербургу!