Знаменитые строения Петербурга, 13–19 сентября

showcase image

В рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

13 сентября

2000 г. Открыт новый Матисов мост через реку Пряжку

Матисов мост, на первый взгляд, неприметный и расположенный в районе, редко посещаемом туристами, имеет богатую историю.

Согласно петербургским преданиям, в первой половине XVIII века на острове стояла слобода, где селились отставные солдаты. Остров назван в честь жившего здесь мельника, которого звали Матис. В годы Северной войны он оказывал услуги Петру I, донося о перемещениях шведских войск, за что царь выдал мельнику охранную грамоту на остров.

Первая переправа, соединившая Адмиралтейскую часть с Матисовым островом, была построена здесь в 1737 году. Это был деревянный мост, возможно, он имел разводной пролет. Точные сведения о переправе не сохранились. Первоначально мост носил имя Сухарин (Сухарный), в 1820 году его переименовали в Матисовский и, наконец, в 1828 году за переправой закрепилось нынешнее название — Матисов мост.

В 1836–1839 годах по проекту инженеров А. Д. Готмана и И. Ф. Буттаца Матисов мост перестроили. Теперь это был трехпролетный деревянный арочный мост на устоях из плитного камня с гранитными подпятниками. В таком виде мост простоял почти сто лет, в 1938–1940 годах его перестроили — деревянные арки пролетных строений заменили металлическими, промежуточные опоры и настил остались деревянными, устои — каменными.

Во время наводнения 18 октября 1967 года Матисов мост был частично затоплен. На следующий год переправу отремонтировали. Через 20 лет обследование показало, что опоры переправы находятся в аварийном состоянии, и в ноябре 1993 года движение по мосту было закрыто. Ремонтные работы начались в 1995 году по проекту инженера Л. Н. Соболева.

Мост полностью разобрали, деревянные сваи заменили железобетонными, на опорах сделали гранитную облицовку, установили новые металлические арки пролетных строений, на мосту и набережной появились чугунные перила, гранитные тумбы и парапеты.

Новый мост был открыт для движения 13 сентября 2000 года.

14 сентября

1892 г. Открыт Объездной мост через реку Охту

История Объездного моста начинается в июне 1891 года, когда по инициативе барона П. Л. Корфа началось строительство Ириновского подъездного пути (Ириновской узкоколейки) от Охтинского вокзала на Большой Охте до села Ириновка Шлиссельбургского уезда, где находилось имение Корфа и велись торфяные разработки.

Ириновская узкоколейка строилась по американскому образцу — с упрощенным требованием к строению полотна, профилю и плану трассы, инженерным сооружениям. Одним из таких сооружений и стал деревянный железнодорожный мост, перекинутый через реку Охту поблизости от нынешнего Объездного моста. Официальное открытие Ириновского подъездного пути состоялось 14 сентября 1892 года.

К 1926 году Ириновскую железную дорогу перевели на нормальную колею, и она прошла севернее, Охтинский вокзал снесли, а по трассе бывшей узкоколейки проложили трамвайные пути.

В 1960-е годы в связи с планом генерального развития Ленинграда подверглись перепланировке исторические районы Ржевка-Пороховые и Жерновка на северо-востоке города. В 1960–1962 годах на месте двух деревянных мостов построили новый железобетонный мост. Он получил название по Объездному шоссе.

К юго-востоку от Объездного моста, за Ириновским проспектом, на левом берегу реки Охты, расположено здание XVIII века, резко выделяющееся из современной застройки района Ржевка-Пороховые. Это усадьба Жерновка, памятник архитектуры федерального значения.

Каменные постройки появились здесь в 1790-х годах. Возведены они были, предположительно, по проекту Дж. Кваренги (известно, что в альбоме архитектора есть набросок подобного здания). Усадьба строилась для семейства Донауровых, занимавшего высокое положение при дворе императора Павла I.

В 1844 году имение перешло к семье русского публициста Н. А. Безобразова, и его стали называть дачей Безобразовых.

После революции 1917 года здесь располагался клуб, затем здание несколько раз перестраивалось. В 1970-е годы началась его реставрация, которая, однако, не была доведена до конца. В настоящее время здание охраняется, но не используется.

1947 г. В Петергофе открыт воссозданный фонтан «Самсон»

14 сентября 1947 года в Петродворце под Ленинградом вновь открыт фонтан «Самсон», восстановленный после немецкой оккупации и боев, которые проходили здесь по время Великой Отечественной войны.

Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» в ковше перед Большим каскадом Петергофа устанавливали трижды. Первый, возведенный в 1735 году, был отлит из свинца скульптором Бартоломео Растрелли, постамент для скульптуры, вероятно, спроектировал архитектор Михаил Земцов, а гидротехническое оснащение создал мастер-гидравлик Суалем.

К 1801 году скульптура обветшала и ее заменили бронзовой группой, созданной по проектам русского мастера классицизма Михаила Козловского. Постамент спроектировал Андрей Воронихин.

Во время Великой Отечественной войны фонтан был разрушен. В 1947 году скульпторы Василий Симонов и Николай Михайлов на основе архивных данных, фотографий и работ Козловского воссоздали «Самсона». Восстановленный ансамбль был открыт 14 сентября 1947 года.

Последняя по времени реставрация скульптуры была выполнена в 2011 году. 28 декабря 2010 года «Самсона» демонтировали, а 17 апреля 2011 года обновленный фонтан вернулся на свое место.

16 сентября

1886 г. Открылось Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства (ныне ЛЭТИ)

16 сентября 1886 года в Санкт-Петербурге состоялось открытие Технического училища Почтово-телеграфного ведомства. Оно стало первым в России высшим гражданским учебным заведением в области электротехники. Сегодня это Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ».

Главное здание университета построено в 1899–1903 годах в стиле эклектика по проекту архитектора А. Н. Векшинского. Фасады решены в модернизированных формах средневековой архитектуры и ренессанса с выразительным сочетанием башен, высоких арочных окон и остроконечных щипцов.

Напоминающее средневековый замок, здание было оборудовано по последнему для того времени слову науки и техники для теоретических и практических занятий студентов. При институте была устроена канализация, водопроводная станция с трубами из Большой Невки, электрическая станция в 450 лошадиных сил и телефонная станции на 40 номеров.

Современный ЛЭТИ — лидер в области разработки радиоэлектронных, информационно-телекоммуникационных и информационно-управляющих систем. Среди выпускников института — лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов.

17 сентября

1929 г. Открылся театр Музыкальной комедии

Здание театра Музыкальной комедии органично вписывается в архитектурный ансамбль площади Искусств. Ансамбль создавался в первой трети XIX века по проекту К.И. Росси, но здание в стиле раннего классицизма было построено здесь раньше, в 1799–1802 годах по проекту архитектора Егора Соколова. Дом строился для Ивана (Ованеса) Лазаревича Лазарева — главы армянской общины в Петербурге, инициатора строительства Армянской церкви на Невском проспекте.

В течение XIX века здание пережило несколько реконструкций. В 1910 году особняк снова перестроили по проекту И. Л. Балбашевского, А. А. Максимова и А. Л. Бубыря. Здесь разместился «Палас-театр», его открытие состоялось 18 декабря 1910 года. Театр был открыт группой бывших официантов и показывал веселые, развлекательные спектакли, пользовавшиеся большой популярностью. После революции в «Палас-театре» шли оперетты с участием Леонида Утесова.

Театр Музыкальной комедии открылся 17 сентября 1929 года. В этот день два объединенных опереточных коллектива — Ленинградской и Харьковской Музкомедии показали на его сцене одну из первых советских оперетт — «Холопку» Николая Стрельникова.

В то время театр работал в Александровском саду в здании государственного Народного дома. В особняк на ул. Ракова (Итальянской), 13, коллектив переехал в 1938 году, поменявшись площадками с «Мюзик-Холлом», который отправился в Александровский сад и по сей день работает в бывшем Народного доме.

19 сентября

1826 г. Пущен Александровский чугунолитейный завод

(7) 19 сентября 1826 года за Невской заставой пущен Александровский чугунолитейный завод.

Завод был перенесен на седьмую версту Шлиссельбургского тракта с Петергофской дороги после разрушительного наводнения 1824 года и отстроен заново под руководством его первого директора русского инженера Матвея Кларка. Предприятие начало работу 7 сентября 1826 года. По указу императора Николая I он был назван в честь Александра I.

На заводе, в том числе, отливали металлические конструкции для многих петербургских мостов, среди которых — первый постоянный моста через Неву — Благовещенский. Многие изделия, выполненные на заводе в XIX веке, смело можно причислить к техническим новинкам, определившим развитие отечественной техники.

С 1843 года завод стал поставщиком подвижного состава для строящейся сети российских железных дорог. В 1845 году здесь выпущен первый отечественный паровоз. В 1850 году начался выпуск пассажирских вагонов.

7 ноября 1922 года предприятие получило название «Пролетарский завод». Сегодня он входит в состав Объединенной судостроительной корпорации и производит судовое оборудование и средства технологического оснащения для судостроения.

Хотите больше знать об истории города? Посетите одну из наших авторских экскурсий по Петербургу!