Знаменитые строения Петербурга, 12–18 июля

showcase image

В новой рубрике «Знаменитые строения» мы рассказываем об известных дворцах, храмах и доходных домах, памятниках, садах и парках, мостах и других достопримечательностях Санкт-Петербурга, заложенных или открытых в эти дни.

12 июля

1783 г. В Петербурге создан Большой театр (ныне Мариинский)

История Мариинского театра ведется с 12 июля 1783 года, когда императрица Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». А 5 октября того же года на Карусельной площади был торжественно открыт Большой Каменный театр (он строился с 1775 по 1783 год). Это тот самый театр, воспетый Пушкиным в романе «Евгений Онегин»; именно здесь «блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна», танцевала Истомина.

Позже Карусельная площадь сменила название на Театральную. Сегодня на месте Большого театра находится Санкт-Петербургская консерватория.

Первое здание на месте современного Мариинского театра было построено в 40-х годах XIX века, им стал театр-цирк, архитектор — Альберт Кавос. Здесь проводились не только цирковые представления, но и драматические спектакли.

В середине XIX века театр-цирк сгорел, и А. К. Кавос возвел новое здание под оперный театр. Новый театр стал именоваться Мариинским в честь жены императора Александра II — императрицы Марии Александровны. Он открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Позднее к главному фасаду, выходящему на площадь, пристроили новый корпус с вестибюлем, парадными лестницами и фойе. В 1883–1886 годах театр перестраивал архитектор Виктор Шретер под наблюдением Николая Бенуа. Фасад здания приобрел более монументальные формы, а купол увенчала знаменитая башенка.

Внутреннее убранство Мариинского театра сразу после открытия поразило всех современников своим великолепием. Отделка стен была выполнена под цвет морской волны и дополнена синим бархатом и серебряной парчой кресел. Всюду — лепные украшения и скульптуры. Богатство оформления подчеркнуто многочисленными светильниками и трехъярусной люстрой с живописным плафоном работы мастера Энрико Фрачиоли. Богатый занавес, ставший эмблемой театра, изготовлен при участии художника А. Головина.

2003 г. В Павловске открыт памятник Иоганну Штраусу

 

12 июля 2003 года в Павловске, недалеко от Павловского парка был открыт бронзовый памятник «королю вальсов» Иоганну Штраусу — подарок от Генерального консульства Австрии к 300-летию Петербурга.

Скульптура музыканта со скрипкой изображает Штрауса в момент творческого подъема. Это точная копия памятника композитору, установленного в Городском парке Вены и созданного скульптором Эдмундом Хельмером в 1907 году. Копию монумента отлил в 2003 году австрийский скульптор Геро Шванберг (он же автор эскиза постамента).

История Павловского парка неразрывно связана с именем Иоганна Штрауса. Первые российские гастроли композитора состоялись в 1856 году. 10 лет «король вальсов» дирижировал летними концертами в музыкальном павильоне («Павловском вокзале»). Идея установки памятника принадлежит Светлане Кудзи, ведущей солистке Театра музыкальной комедии.

13 июля

1827 г. Открыт деревянный Каменноостровский театр

1 (13) июля 1827 года в Санкт-Петербурге был открыт деревянный Каменноостровский театр. Он был возведен по проекту архитектора С.Л. Шустова. Первоначально планировалось построить театр на Елагином острове, однако Николай I распорядился перенести его на Каменный остров.

Театр был собран из заранее изготовленных деревянных конструкций всего за 40 дней. В основу легли природные материалы, как снаружи, так и изнутри. Главный фасад театра декорирован восьмиколонным портиком. На треугольном фронтоне расположен рельеф, изображающий лиру, маски, музыкальные инструменты. На площадках перед фасадами были установлены статуи «Аполлон с Паном» и «Кастор и Поллукс», утраченные в 1917 году.

Газета «Северная пчела» писала: «Внутренность театра отличается изящной простотою и удобствами... Вместо большого люстра в середине зала, вделан в потолок стеклянный полушар, освещенный лампами изнутри».

Деревянный театр должен был прослужить 7 лет, но простоял почти 17 и только потом был перестроен под руководством Альберта Кавоса. Здание было полностью разобрано, затем его возвели снова, согласно царскому указу, «по прежнему плану и фасаду». Чтобы продлить зданию жизнь, деревянные несущие конструкции заменили каменными фундаментами. Облицовка фасадов имитировала каменную кладку.

После революции 1917 года театр оказался бесхозным, какое-то время в нём даже обитали бродяги. Потом театр возродили, а в 1935 году признали памятником архитектуры. В 1960-х годах театр отреставрировали по проекту архитектора Ирины Бенуа, и до 2000-х годов здесь размещался Телевизионный театр Ленинградской студии телевидения.

В 2005 году федеральные власти передали театр Академическому Большому драматическому театру им. Г. А. Товстоногова. После реставрации здания здесь размещается вторая сцена БДТ.

15 июля

1826 г. Учреждено Третье отделение собственной его величества канцелярии

Именным указом Николая I № 449 от (3) 15 июля 1826 года в Российской империи учреждено Третье отделение собственной его величества канцелярии — главный орган тайного сыска.

С 1838 года Третье отделение располагалось на набережной Фонтанки, 16, — в знаменитом здании «у Цепного моста» (ныне Пантелеймоновский мост). Здание было возведено в конце XVIII века для графа Остермана, а в 1818 году его купил граф Кочубей, для которого особняк перестроили по проекту архитектора Огюста Монферрана.

После смерти Кочубея дом выкупило правительство. Здесь, на обширной внутриквартальной территории, кроме самой канцелярии, размещались архив, жандармские казармы, а также тюрьма для подследственных.

Многим прогрессивно мыслящим людям России довелось ощутить на себе тяжелую руку Третьего отделения. Например, в 1840 году сюда был доставлен, а затем выслан из столицы, молодой А.И. Герцен за «крамолу» в частном письме, вскрытом жандармами. Впоследствии он назвал Третье отделение «главной шпионской конторой». В апреле-мае 1847 года в этой тюрьме сидел Тарас Шевченко, а в апреле 1849 году — Ф.М. Достоевский, арестованный вместе с участниками кружка петрашевцев.

III отделение просуществовало до 1880 года, когда указом от 6 августа Александр II упразднил его и все дела его передал в Департамент государственной полиции Министерства внутренних дел. Однако под новой вывеской продолжало функционировать практически то же учреждение. Так, во время следствия здесь находились члены «Народной воли».

По свидетельству журналиста, которому удалось проникнуть в здание на Фонтанке после Февральской революции, на втором этаже находилась картотека, где на основе шпионских доносов была собраны сведения о «неблагонадежных» жителях Петербурга, а на третьем — карточки сотрудников, в том числе тайных агентов-провокаторов.

В советское и постсоветское время, вплоть до 2013 года, в доме на Фонтанке, 16, располагался городской суд.

17 июля

1800 г. Освящен главный придел Сергиевского собора

Собор преподобного Сергия Радонежского почти двести лет простоял на углу Литейного проспекта и Сергиевской улицы (ныне ул. Чайковского). История собора берет начало в XVIII веке. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1731 году для мастеровых Литейного двора. В 1737 году храм сгорел и был отстроен по проекту архитектора И. Шумахера.

В 1796-1800 годах церковь вновь перестроили по проекту архитектора Ф.И Демерцова. Трехпридельный собор был увенчан большим куполом на мощном барабане, главный вход украшен четырехколонным портиком, над которым возвышалась двухъярусная колокольня.

(5) 17 июля 1800 года митрополит Амвросий освятил главный придел Сергиевского собора.

Последняя реконструкция собора была выполнена в 1914-1916 годах архитектором Л. Н. Бенуа, а художник А. Г. Платунов расписал храм изнутри. Тогда же к собору пристроили часовню-усыпальницу офицеров-артиллеристов, погибших в годы I Мировой войны. Еще две часовни находились в ограде.

В 1932 году собор закрыли и частично разобрали. Сегодня здесь расположено конструктивистское здание, построенное в 1930-х годах для сталинского ОГПУ-НКВД вместе с печально известным Большим домом на Литейном, 4. В доме № 6А располагалось бюро пропусков, а сейчас — управление Министерства внутренних дел по СПб и ЛО.

О Сергиевском соборе напоминает мемориальная доска, созданная по проекту архитектора Растеряева и установленная в 2008 году.

2011 г. Началось воссоздание дома причта Феодоровского собора

17 июля 2011 года на историческом месте у Феодоровского собора началось воссоздание дома причта, который стоял здесь с 1916 до середины 1960-х годов. Дом был построен на храмовой территории в непосредственной близости к собору по проекту того же архитектора — Степана Кричинского в стиле московских домов XVII века.

В 1932 году храм был закрыт, купола снесли, а в здании разместили молокозавод. В 1960-х годах был снесен и дом причта.

От старого причтового дома до наших дней дошла только полуразрушенная труба котельной, оформленная по образцу Кузнечной башни Московского Симонова монастыря 1640-х годов, и остатки фундамента. Сохранились также несколько листов чертежей старого дома, фото 1938 года и закладная табличка от 17 июля 1915 года. Именно к это дате, 96 лет спустя, и была приурочена церемония закладки воссоздаваемого дома причта.

Строительные работы завершились в 2013 году. Сегодня в доме причта находится Просветительский центр во имя святого новомученика архимандрита Льва (Егорова) при Феодоровском соборе.