Мы продолжаем рассказ о выдающихся петербуржцах, родившихся на этой неделе. Не все из этих людей появились на свет или похоронены именно в Санкт-Петербурге, но каждый из них внес важный вклад в историю, науку или культуру Северной столицы.
Григорий Михайлович Козинцев родился (9) 22 марта 1905 года в Киеве, в семье врача. Интерес к театру у него проявился еще во врем учебы в Киевской школе живописи. Так, в 1919 году он вместе с друзьями организовал в Киеве экспериментальный театр «Арлекин».
В 1920 году Козинцев переехал в Петроград, где два года обучался живописи в Петроградской академии художеств и одновременно работал режиссером Студии Театра Комической оперы, ища свои пути в искусстве. В 1922 году начала работать основанная Козинцевым и Траубергом знаменитая театральная мастерская ФЭКС (Фабрика эксцентрического актера).
Постановкой эксцентрической переработки «Женитьбы» Н.В. Гоголя Козинцев и Трауберг дебютировали в художественной жизни Петрограда 1920-х годов. Через год они решили перенести свои эксперименты в кинематограф, преобразовав театральную мастерскую в «Киномастерскую ФЭКС». Фильм «Шинель» по повести Гоголя, созданный на ФЭКС в 1926 году, стал одним из шедевров советского немого кино.
С началом звукового кино начался и новый период в творчестве режиссеров. В 1930-х годах вышла трилогия «Юность Максима», «Возвращение Максима» и «Выборгская сторона», вошедшая в золотой фонд отечественного киноискусства.
В годы Великой Отечественной войны Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников». В 1946 году режиссер попал в опалу из-за своего фильма «Простые люди», который был включен в число «порочных, неудачных и ошибочных» лент и вышел на экраны лишь в 1956 году.
Возвращение Козинцева в широкий кинематограф состоялось только после смерти Сталина — в середине 1950-х годов Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил Григорий Михайлович для съемок фильма «Дон Кихот». Эта картина стала классическим образцом экранизации, получил высокую оценку во всем мире и Почетный диплом на Международном кинофестивале в Ванкувере в 1958 году.
Важнейшим этапом творчества Козинцева последних лет стала работа над трагедиями Шекспира — фильмами «Гамлет» (1964 год) и «Король Лир» (1971 год).
Григорий Михайлович Козинцев скончался от инфаркта 11 мая 1973 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
Виктор Львович Корчной — советский и швейцарский шахматист, гроссмейстер, претендент на звание чемпиона мира с начала 1960-х годов. Он родился 23 марта 1931 года в Ленинграде в польско-еврейской семье. Подростком пережил блокаду. Окончил исторический факультет Ленинградского университета.
В 1944 году, в возрасте 13 лет, Виктор начал заниматься в кружках Дворца пионеров — литературном, музыкальном и шахматном, который и положил начало его спортивной карьере: уже в 1947 году Корчной стал чемпионом СССР среди школьников, в 1956 году в 25 лет получил звание гроссмейстера, в 1960 году впервые выиграл первенство СССР.
По воспоминаниям современников Виктора Корчного, он с детства отличался прямотой суждений, обострённым чувством справедливости. В юности отказался заниматься у гроссмейстера Александра Толуша, одного из сильнейших игроков СССР, полагая это изменой своему первому тренеру, кандидату в мастера Владимиру Заку. Позднее, выиграв чемпионат СССР, он получил приглашения от обеих команд, занимавшихся подготовкой к матчу-реваншу на первенство мира (матч 1961 года между Михаилом Талем и Михаилом Ботвинником). Виктор отверг оба предложения, полагая неэтичным столь близко знакомиться с подготовкой своих будущих потенциальных соперников.
Корчной — четырёхкратный чемпион СССР по шахматам (1960, 1962, 1964 и 1970 гг), пятикратный чемпион Европы, победитель около сотни международных турниров. В матче 1970 года он выступал за сборную СССР, в матче 1984 года —за сборную мира.
Кульминацией спортивной карьеры Виктора Корчного стали два матча за мировую шахматную корону с Анатолием Карповым. Однако соперник Корчного был на 20 лет моложе его, что отразилось на ходе затяжного, многомесячного поединка в Багио, который закончился победой Карпова.
Виктор Корчной — заслуженный мастер спорта СССР с 1960 года. В 1976 году он был лишён этого звания после того, как отказался возвращаться в СССР с турнира в Амстердаме, став невозвращенцем. Он попросил политического убежища в Швейцарии, получил его и впоследствии выступал на Международных соревнованиях за эту страну.
Корчной являлся старейшим играющим гроссмейстером в мир. Так, в августе 2011 года, в возрасте 80 лет, он выиграл ветеранский турнир в честь 100-летия Михаила Ботвинника. Умер Виктор Львович Корчной в Швейцарии 6 июня 2016 года на 86-м году жизни.
Орест Адамович Кипренский родился (13) 24 марта 1782 года в мызе Нежинской (сегодня — Ленинградская область). Он был незаконнорожденным сыном помещика Дьяконова и воспитывался в приемной семье крепостного Адама Швальбе. В 1788 году, шести лет от роду, он получил вольную и поступил Воспитательное училище при петербургской Академии художеств, куда был записан под фамилией Кипренский, а затем и в саму Академию, которую окончил в 1803 году.
1805 году Кипренского наградили большой золотой медалью Академии за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» и правом на поездку в Италию. Кипренский совершенствовался в портретной живописи. Портретным талантом Орест завоевал Италию: в 1816 году ему заказали автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
Художник вернулся в Петербург в 1823 году и продолжил писать портреты. Пять лет спустя он вновь уехал в Италию, где и прожил до конца жизни. Умер он в Риме 17 октября 1836 года.
Кипренский — профессор исторической живописи, один из лучших портретистов России. Его кисти принадлежат знаменитые портреты русских поэтов: Александра Пушкина, Василия Жуковского, Константина Батюшкова. Пушкин на создание портрета ответил посвящением Кипренскому, где были такие слова:
«Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит»...
В ночь на (12) 24 марта 1801 года в Михайловском замке в Санкт-Петербурге в собственной спальне был убит заговорщиками император Павел I. Так произошел последний в истории России дворцовый переворот.
Вдохновителями заговора выступали вице-канцлер, дипломат Никита Панин и генерал от кавалерии граф Петр Пален (один из ближайших приближенных Павла), а группу непосредственных исполнителей возглавляли Платон Зубов (последний фаворит Екатерины II), его брат Николай Зубов и Леонтий Беннигсен (командир Изюмского легкоконного полка). Всего по различным оценкам в заговоре принимали участие от 30 до 70 человек.
Согласно реконструкции событий того дня и ночи, 11 марта 1801 года Павел призвал к себе сыновей — Александра и Константина и приказал привести их к присяге. После этой процедуры император пришел в хорошее расположение духа и дозволил сыновьям отужинать вместе с ним. Когда ужин кончился и все вставали из-за стола, Павел вдруг сказал: «Чему бывать, того не миновать» и ушел в свои спальные апартаменты.
Между тем заговорщики уже действовали. Михайловский дворец, где располагался император, в эту ночь охраняли войска, верные царевичу Александру Павловичу. Почему-то Павел сам удалил от своих дверей верный ему конногвардейский караул во главе с полковником Саблуковым. В заговоре участвовал даже полковой адъютант Павла I Александр Аргамаков, который и провел во дворец группу заговорщиков. Поначалу они намеревались ограничиться арестом Павла с тем, чтобы заставить его отречься от престола в пользу старшего сына.
По дороге в апартаменты императора кто-то из офицеров наткнулся на лакея и ударил его тростью по голове. Лакей поднял крик. Павел, услышав шум, поднятый заговорщиками, попытался скрыться через двери, которые вели в покои императрицы, но они оказались запертыми. Тогда он бросился к окну и спрятался за занавеской. Заговорщики, не найдя императора в постели, на мгновение растерялись. Но граф Пален, самый хладнокровный из них, приблизился к постели и, потрогав простыни рукой, воскликнул: «Гнездо еще тепло, птица не может быть далеко». Заговорщики обыскали комнату и обнаружили спрятавшегося императора.
Кто-то из присутствующих сказал: «Государь, вы перестали царствовать. Император — Александр. По приказу императора мы вас арестуем». Павел повернулся к Зубову и сказал ему: «Что вы делаете, Платон Александрович?»
В описании дальнейших событий мемуаристы расходятся. По одной из версий, император вступил с Зубовым в спор, который, в конце концов, принял бурный характер. В это время те из заговорщиков, которые слишком много выпили шампанского, стали выражать нетерпение, тогда как император, в свою очередь, говорил все громче и начал сильно жестикулировать.
В это время шталмейстер граф Николай Зубов, человек громадного проста и необыкновенной силы, будучи совершенно пьян, ударил Павла по руке и сказал: «Что ты так кричишь!» При этом оскорблении император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова, на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку, со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол. В ту же минуту француз-камердинер Зубова вскочил с ногами на живот императора, а Скарятин, офицер Измайловского полка, сняв висевший над кроватью шарф императора, задушил его.
Приняв одного из убийц за сына Константина, император закричал: «Ваше Высочество, и вы здесь? Пощадите! Воздуху, Воздуху!.. Что я вам сделал плохого?» Это были его последние слова.
Оставшуюся часть ночи лейб-медик Вилие обрабатывал изуродованный труп Павла, чтобы наутро его можно было показать войскам в доказательство его естественной смерти. Но, несмотря на все старания и тщательный грим, на лице императора были видны синие и черные пятна. Когда он лежал в гробу, его треугольная шляпа была надвинута на лоб так, чтобы скрыть, насколько возможно, левый глаз и зашибленный висок.
Народу было объявлено, что император скончался от апоплексического удара. На территории Российской империи информация об убийстве Павла I была под цензурным запретом до революции 1905 года, хотя активно освещалась зарубежной и эмигрантской прессой.
Фотогалерея
(13) 25 марта 1871 года в Будапеште родился русский живописец и искусствовед, художественный критик, реставратор, педагог, музейный деятель, архитектор Игорь Эммануилович Грабарь.
Родители Грабаря, являвшиеся сторонниками славянского освободительного движения, были вынуждены переселиться в Россию из-за преследования со стороны австро-венгерских властей. Игорь Эммануилович окончил гимназию в городе Егорьевск Рязанской губернии, затем учился в Катковском лицее в Москве.
Осенью 1889 года Грабарь приехал в город на Неве. «Петербург поразил меня своей нарядностью, шириной улиц, высотой домов, уличным движением. Вот она столица, думал я, когда ехал на извозчике с Варшавского вокзала на Выборгскую сторону. Недаром Москву называют большой деревней. Я жадно вглядывался в ровные ряды разноцветных пятиэтажных зданий, особенно насторожившись при проезде через Невский проспект и Литейный мост. В этот первый чудесный осенний день Петербург показался мне сказочно прекрасным, со сверкающей вдали Адмиралтейской иглой, синей Невой, гранитной набережной и Петропавловским шпилем. Таким он остался для меня с тех пор навсегда: самым красивым городом Европы», — позднее вспоминал художник.
В Петербурге Игорь Грабарь поступил в университет, где учился на двух факультетах — юридическом и историко-филологическом, зарабатывая себе на жизнь сочинением юмористических рассказов и иллюстрациями для журналов.
В 1894 году он поступил в Академию художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Вернувшись в 1901 году в Россию, Грабарь поселился в Петербурге, где он стал одним из главных критиков в художественном журнале «Мир искусства». Вместе с князем С. А. Щербатовым Грабарь создал художественный салон «Современное искусство».
Среди петербургских работ Грабаря — картина «Электрическая станция в Петербурге» 1901 года, на которой изображена электростанция «Бельгийского Анонимного Общества электрического освещения» (ныне Центральная ТЭЦ-1) на Фонтанке.
1903 году живописец переехал из Петербурга в Москву. В этот период он написал свои лучшие картины в импрессионистском стиле: «Зимнее утро», «Сентябрьский снег», «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег», «Хризантемы». В начале 1913 года московская городская дума избрала Грабаря директором Третьяковской галереи. Он оставался на этой должности вплоть до 1925 года.
В годы Великой Отечественной войны Грабарь был членом Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками и главой Комиссии по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР. В 1943 году он стал действительным членом Академии наук СССР, а в 1947 г. — Академии художеств СССР.
16 мая 1960 г. Игорь Эммануилович Грабарь скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Александр Христофорович Востоков — русский филолог-славист и поэт, палеограф, археограф, лексикограф, переводчик. Член Академии российской, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.
Родился он (16) 27 марта 1781 года в Лифляндской губернии, был внебрачным сыном остейского дворянина, предводителя дворянства на Эзеле, барона Х. И. Остен-Сакена. Первые шесть лет провел в Ревеле (ныне Таллинн). В 1788 году поступил в 1-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге.
В столице Востоков стал активным деятелем Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. К этому времени относится поэтическое творчество Востокова, выдержанное в традициях русского Просвещения.
Научные исследования Востокова лежат в области филологии. Он известна как исследователь русского тонического стихосложения, памятников древнеславянской письменности, грамматики славянских языков, в том числе русского, заложил основы сравнительного славянского языкознания в России.
Освободившись в 1824 году от службы в разных учреждениях, Востоков, завязавший еще раньше деловые отношения с графом Н.П. Румянцевым, получил возможность заняться описанием рукописей его собрания. По смерти графа Румянцева это собрание поступило в казну, а Востоков в 1828 году. был назначен им заведовать. Пробыв некоторое время хранителем манускриптов в Императорской Публичной Библиотеке, Востоков был определен старшим библиотекарем Румянцевского музея.
Александр Христофорович Востоков умер (8) 20 февраля 1864 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Волковском лютеранском кладбище.
(17) 28 марта 1744 года родилась княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова), литератор и просветитель, директор Петербургской Академии наук и президент академии Российской.
Воспитание Екатерина Романовна получила в доме своего дяди, вице-канцлера Михаила Илларионовича Воронцова. Благодаря любви к чтению она сделалась одной из образованнейших женщин своего времени. Ее любимыми писателями были Монтескье, Вольтер, Буало, Гельвеций. С ранних лет Дашкову интересовали также вопросы русской политики.
В шестнадцать лет она вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву, где жила несколько лет в кругу семьи мужа. В столицу она возвратилась за год до кончины императрицы Елизаветы Петровны и получила приглашение бывать при дворе великого князя и его супруги, где сблизилась с Екатериной Алексеевной и приняла участие в дворцовом перевороте (28 июня) 9 июля 1762 года.
В 1769–1782 годах княгиня Дашкова совершила несколько заграничных путешествий. Она побывала в Германии, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Франции, Италии, встречалась с европейскими просветителями Жан-Жаком Руссо, Вольтером, Дидро, Адамом Смитом.
В 1783 году императрица назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Разумовского. Таким образом, княгиня стала первой в мире женщиной, управляющей Академией наук. А в октябре того же года Екатерина Романовна была назначена президентом открытой по ее предложению Академии Российской, ставшей центром изучения русского языка и словесности.
В 1794 году Дашкова оказалась в опале: в сборнике «Российский Театр, или Полное собрание всех российских театральных пьес», издававшемся под руководством президента Академии Российской, была опубликована трагедия Княжнина «Вадим Новгородский», вызвавшая гнев Екатерины Великой. В 1801 году, по вступлении на престол Александра I, Дашкову пригласили вновь занять председательское кресло, но она отказалась.
Последние годы Екатерина Романовна провела в работе над мемуарами. «Записки» Дашковой — важный исторический документ, они содержат немало интересных сведений о жизни русской аристократии второй половины XVIII века.
Екатерина Романовна Дашкова скончалась в 1810 году, она погребена в храме Живоначальной Троицы в селе Троицком Калужской губернии.