Знаменитое здание

Площадь Александра Невского

Адрес

пл. Александра Невского, гостиница «Москва»

Категория

Станции метро

Ежедневно

05:30 – 00:25

Год постройки

1967

Архитектор

А.С. Гецкин, В.П. Шувалова (павильон), Л.П. Лавров, Т.В. Шишкова, В.Г. Шишков, инженера О.В. Грейц (подземный зал)

Станция 3-й (Невско-Василеостровской, «Зеленой») линии открыта 3 ноября 1967 года в составе участка «Василеостровская» — «Площадь Александра Невского». Название станция получила по одноименной площади, а та — по Александро-Невской лавре.

Интересна история наземного вестибюля, который сейчас выглядит как встроенный в здание гостиницы «Москва», однако, когда сооружали станцию, гостиницы еще не было. Павильон метро, выполненный по проекту архитекторов А.С. Гецкина и В.П. Шуваловой, был типовым круглым приземистым зданием с куполом и застеклёнными входами. В 1974 году вокруг него возвели гостиницу, и павильон оказался «поглощен» новым зданием.

Внутри вестибюль отделан доломитом, мрамором, керамической плиткой и деревом. Пассажиры сначала попадают в закруглённый коридор, по бокам которого располагаются кассы, а затем — в круглый эскалаторный зал с куполообразным потолком. В 2008 году был открыт переход из вестибюля в ТК «Москва».

«Площадь Александра Невского» — одна из 10 петербургских станций закрытого типа, так называемый «горизонтальный лифт». У нее нет боковых платформ, центральный зал отгорожен от путей стеной с раздвижными, как в лифте, дверьми, через которые и производится посадка.

Подземный зал сооружён по проекту архитекторов Л.П. Лаврова, Т.В. Шишковой, В.Г. Шишкова и инженера О.В. Грейц. Композиции подземного зала станции придано некоторое своеобразие за счёт наклона стен внутрь. Стены зала облицованы белым мрамором.

Со станции «Площадь Александра Невского» через пешеходный тоннель, лестницу и эскалаторы можно перейти на 4-ю (Правобережную, «Оранжевую» линию). В переходе стоит художественная композиция «Александр Невский» работы скульпторов Э.Р. Озоля, И.Н. Костюхина и В.С. Новикова. Рельефное медное панно, изображающее древнерусскую княжескую дружину, из-за ошибки в композиции получило народное прозвище «Пять мужиков на четырёх конях» (посчитайте сами количество коней и количество голов дружинников!).