Мост

Ново-Каменный мост

Категория

Мосты

Ежедневно

Год открытия

1821 (каменный акведук), 1970 (современный мост)

Река

Обводный канал

Длина моста, м

38 метров

Ширина моста, м

45 метров

Архитекторы

Л.А. Носков

Ново-Каменный мост перекинут через Обводный канал по оси Лиговского проспекта, который  когда-то  был каналом,  а мост — акведуком.

Лиговский канал построен в 1718—1721 годах по проекту инженера Г.Г. Скорнякова-Писарева ,по одной из версий — для снабжения Санкт-Петербурга питьевой водой, затем он служил также для водоснабжения фонтанов Летнего сада.

Канал начинался к юго-западу от Петербурга у реки Лиги (ныне Дудергофка) и заканчивался искусственным бассейном на углу Бассейной улицы (ныне ул. Некрасова). Оттуда вода поступала в Летний сад по трубам. Перед самым Летним садом эти трубы пересекали реку Фонтанку через акведук, на месте которого сегодня расположен Пантелеймоновский мост. После наводнения 10 сентября 1777 года фонтаны Летнего сада были разрушены, канал утратил свое значение, однако просуществовал он до начала XX века.

Мост-акведук служил для пропуска вод Лиговского канала через Обводный канал и располагался в том месте, где сегодня находится Ново-Каменный мост. Деревянный акведук соорудили в конце 1800-х годов при прокладке восточного участка Обводного канала. Переправу назвали Ямской водопроводный мост по расположенной здесь Ямской слободе.

В 1816–1821 годах по проекту инженера П.П. Базена деревянный акведук перестроили в однопролетное каменное арочное сооружение с пологим гранитным сводом и деревянными водопроводными руслами.

В 1846–1848 годах мост капитально перестроили в кирпиче и граните по проекту инженера путей сообщения А.Н. Еракова. Воды Лиговского канала пропускались по открытому лотку, на берегах Обводного канала располагались гранитные бассейны. Мост получил название Новый Каменный, так как в городе уже существовал Каменный мост через Екатерининский канал.

В 1892 году Лиговский канал на этом участке засыпали, и акведук стал просто мостом.

К середине 1950-х годов переправа перестала справляться с возросшей транспортной нагрузкой. В 1969–1970 годах по проекту специалистов института «Ленгипроинжпроект» был сооружен новый железобетонный мост.  Под Лиговским проспектом проложили транспортный тоннель, набережная стала двухъярусной. Движение по новому мосту было открыто 7 ноября 1970 года.

Сегодня содержание и обслуживание моста осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».