Набережная

Набережная Обводного канала

Категория

Набережные

Река

Обводный канал

Годы строительства

1769–1833

Архитектор

А.В. Квасов, И.Е. Старов и др.

Длина, м

15 500

Набережные /

Набережная Обводного канала протянулась с востока на запад на пятнадцать с половиной километров: от Невы вблизи Александро-Невской лавры  до реки Екатерингофки. Это самая длинная набережная в Петербурге. 

Сооружение канала, известного нам, как Обводный, было намечено еще в 1765 году по предложению архитекторов А.В. Квасова и И.Е. Старова. Первый участок от Екатерингофки до Звенигородской улицы прорыли в 1769-1776 годах. Первоначально канал получил название Городской. Были еще наименования Городовой канал или канал ограничивающий город, Новый канал. (23 декабря 1804) 4 января 1805 года Алекандр I издал указ «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть, канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Постепенно за каналом закрепилось название Обводный, хотя на плане 1820 года он еще обозначен, как Городской ров.

В 1805 году по проекту инженера И.К. Герарда была начата прокладка восточного участка канала, углублено и расширено существующее русло. Работы продолжились в 1816–1833 годах под руководством инженеров П.П. Базена и Б.П.Э. Клапейрона. К 1830-м годам Обводный канал стал южной границей города, а в октябре 1833 года Обводный канал торжественно открыли для судоходства. По его берегам стояли многочисленные заводы и фабрики, к которым сплошной вереницей шли суда с разнообразными грузами. В конце XIX века грузовой порт перевели на Гутуевский остров, и канал постепенно утратил свое транспортное значение, обмельчал, и судоходство по нему прекратилось.

Укрепление берегов Обводного канала камнем началось в 1930-х годах. По проекту инженеров И.Б. Тарасенко, Г.К. Усова и архитектора К.М. Дмитриева началось строительство набережных на правом берегу. Это была высокая стенка из бутовой кладки на деревянном свайном основании.

Через Обводный канал перекинуты 23 моста. В 1960-х годах, когда строились современные Ново-Каменный и Ново-Московский мосты, вдоль канала были сооружены транспортные тоннели, а стенки набережных по обоим берегам стали двухъярусными. Реконструкция разных участков набережной продолжается и по сей день. Содержание и обслуживание набережной осуществляет СПб ГБУ «Мостотрест».

Многие заводы и фабрики с набережной канала перевели на городские окраины, и в этих зданиях теперь находятся  креативные пространства. Например, в 2017 году в помещении старинного газгольдера на наб. Обводного канала, д. 74, лит. Ц, открылся крупнейший в мире планетарий.