Church

Levashovskaya wasteland

Address

pos. Levashovo, Gorskoe highway, 143 (from the metro station "Prospect Prosvescheniya" by bus # 75)

Category

Churches

Daily

10:00 – 18:00

Years of foundation

1937—1990s

The Levashovo Wasteland is a tract near the Levashovo railway station in the north of St. Petersburg. It was used as a burial place for the dead and murdered in the prisons of Leningrad in the period from September 1937 to 1954-1955. According to official figures, about 45,000 people are buried here. Monuments and memorial signs in the cemetery, most often - cenotaphs, symbolic gravestones. But thanks to the work of the Returned Names Center, many of the names of people buried here are becoming known.

The cemetery remained a secret facility of the KGB of the USSR until 1989. On July 18, 1989, the Executive Committee of the Leningrad City Council adopted a decision "On the improvement of the burial place of victims of repressions of the 30-40s and early 50s."

The first memorial sign here was a stone erected in July 1989 by the Memorial Society at a fork in the paths in the center of the cemetery. In the 1990s, a spontaneous cemetery with photographs in the trees began to be created here. Gradually, the Levashov Wasteland became a national memorial. Since 1992, on the initiative of individuals, national communities and public associations, collective monuments have been erected here.

At the entrance to the cemetery there is a monument to the Moloch of Totalitarianism, opened on May 15, 1996. It was created by sculptors Nina Galitskaya, Vitaly Gambarov, architect Alexei Lelyakov. An abstract construction, vaguely reminiscent of a humanoid creature, processes a person - limply lying and broken.

Most of those buried at the Levashovsky cemetery were convicted on political charges. Among them are scientists, religious leaders, representatives of national communities and many others. Often, the logic of the choice of certain people and their accusations remains incomprehensible. This is the principle of a totalitarian machine aimed at intimidating society and eradicating any dissent.

Today, the Levashov Memorial Cemetery is a place of popular memory of the victims of the Great Terror during the years of Stalinist repressions.

Храм

Левашовская пустошь

Адрес

пос. Левашово, Горское шоссе, 143 (от ст. метро «Проспект просвещения» на автобусе №75)

Категория

Храмы

Ежедневно

10:00 – 18:00

Год постройки

1937—1990-е годы

Левашовская пустошь – урочище в районе железнодорожной станции Левашово на севере Санкт-Петербурга. Оно использовалось как место захоронения умерших и убитых в тюрьмах Ленинграда в период с сентября 1937 по 1954–1955 годы. По официальным данным здесь захоронено около 45000 человек. Памятники и памятные знаки на кладбище, чаще всего — кенотафы, символические надгробия. Но благодаря работе центра «Возвращенные имена», многие имена захороненных здесь людей становятся известны.

Кладбище оставалось секретным объектом КГБ СССР до 1989 года. 18 июля 1989 Исполком Ленсовета принял решение «О благоустройстве места захоронения жертв репрессий 30–40 х и начала 50-х гг.», в соответствии с которым Левашовская пустошь была признана мемориальным кладбищем жертв политических репрессий.

Первым памятным знаком здесь стал камень, установленный в июле 1989 года обществом «Мемориал» на развилке дорожек в центре кладбища. В 1990-е годы здесь начало создаваться стихийное кладбище с фотографиями на деревьях. Постепенно Левашовская пустошь сделалась народным мемориалом. С 1992 года по инициативе частных лиц, национальных землячеств и общественных объединений здесь стали устанавливать коллективные памятники.

У входа на кладбище стоит памятник «Молох тоталитаризма», открытый 15 мая 1996 года. Его создали скульпторы Нина Галицкая, Виталий Гамбаров, архитектор Алексей Леляков. Абстрактная конструкция, отдаленно напоминающая человекоподобное существо, перерабатывает человека — безвольно лежащего и сломленного.

12 мая 2018 года на кладбище был освящен деревянный Храм-памятник Всем святым, в земле Санкт-Петербургской просиявшим.

Большинство захороненных на Левашовском кладбище были осуждены по политическим обвинениям. Среди них ученые, религиозные деятели, представители национальных общин и многие другие. Зачастую логика выбора тех или иных людей и их обвинений остается непонятной. Таков принцип работы тоталитарной машины, нацеленной на устрашение общества и искоренение любого инакомыслия.

Сегодня Левашовское мемориальное кладбище — место народной памяти о жертвах Большого террора в годы сталинских репрессий.