Достопримечательность
Адрес
пр. Стачек, 158
Категория
Знаменитые строенияЕжедневно
09:00 – 21:00
Год постройки
1761, 1828, 1950
Архитектор
Ф.-Б. Растрелли, Д. Квадри, П.С. Плавов, Л.Л. Шретер (восстановление)
Стиль
Классицизм
Фотогалерея
Современный центр культуры и досуга «Кировец» расположился в старинном дворце, памятнике архитектуры XVIII века, чья история восходит к петровской эпохе.
По указу Петра I участки земли вдоль Петергофской дороги были розданы приближённым под дачи. В середине XVIII века усадьба на 7-ой версте принадлежала Карлу Ефимовичу Сиверсу – гофмаршалу двора Екатерины Петровны. Он заказал проект каменного загородного дворца архитектору Ф.-Б. Растрелли, и в 1761 году здесь появилась изящная постройка в стиле барокко. Ансамбль включал в себя дворец с двумя флигелями и к югу от него регулярный сад, посередине которого был вырыт круглый пруд, сохранившийся до наших дней. Дача-усадьба Сиверса являлась одним из лучших образцов архитектуры и садово-паркового искусства середины XVIII века.
В 1779 году дочь Сиверса Елизавета Карловна продает усадьбу, и ее владельцем дачи становится князь Г.А. Потемкин, государственный деятель, фаворит Екатерины II. При Потемкине английский садовник В. Гульд разбил небольшой пейзажный парк напротив дворца, ближе к заливу.
Усадьба несколько раз переходила из рук в руки, пока в 1828 году ее не выкупили в казну для устройства в ней больницы для умалишённых – первой государственной психиатрической больницы в России. Инициатором создания такой лечебницы была вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Ее сын, император Николай I принял больницу под свое покровительство и назвал её «Больницей Всех Скорбящих».
Перестройку дворца под больницу осуществляли архитекторы Д.И. Квадри и П.С.Плавов. В 1832 году лечебница была открыта. В том же году освятили больничную церковь во имя иконы «Всех Скорбящих Радости».
К началу ХХ века в клинике был собственный водопровод, театральный зал, рукодельная и переплетная мастерские. Для лечения больных применялась система «нестеснения»; устраивались танцевальные вечера, концерты и лекции, организовывались прогулки и поездки по окрестностям больницы.
После 1917 года больница сохранила свой профиль, но изменила название. По предложению А.В. Луначарского она получила имя швейцарского психиатра, невропатолога и общественного деятеля Анри Огюста Фореля. С тех пор сохранилось народное название этих мест — «форель».
В годы войны рядом с больницей проходила передовая линия обороны, и старинный дворец сильно пострадал. После войны его восстановили силами Кировского завода, но в упрощенном виде. Так на Петергофской дороге появилось трехэтажное здание с двумя башнями, своим обликом отдаленно напоминающее старинный дворец.
Восстановление усадьбы велось по проекту, разработанному 8-ой мастерской института «Ленпроект» во главе с архитектором Л.Л. Шретером. А в 1965 году в бывшем дворцовом здании был открыт Дом культуры, ныне – Центр культуры и досуга «Кировец», современное многофункциональное культурное пространство с концертным залом.
Все постройки, прилегающие к ЦКД «Кировец» выполнены в традициях классической архитектуры и составляют целостный ансамбль — так называемый «Кировский городок». Архитекторы и строители бережно сохраняли старинный пруд и вековые деревья. Частично уцелел и обращённый к пруду фасад потемкинских времен. В 1990 году здание Центра культуры и досуга «Кировец» было взято под охрану государства как памятник архитектуры XVIII – середины XX веков.