Знаменитое здание

Автово

© Алексей Фёдоров, Wikimedia Commons

Адрес

пр. Стачек, 90, к.2

Категория

Станции метро

Ежедневно

05:30 – 00:40

Год постройки

1955

Архитектор

Е.А. Левинсон, А.А. Грушке, инженер С. М. Эпштейн, член-корреспондент АН СССР Н.Н. Качалов

Станция 1-й (Кировско-Выборгской, «Красной») линии, одна из первых в Петербурге, была открыта 15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена «Автово» — «Площадь Восстания». Именно сюда прибыл первый поезд ленинградского метро. Станция названа по историческому району Автово (когда-то здесь находилась финская деревня Аутово).

Автово – единственная в первой очереди ленинградского метрополитена станция мелкого заложения, она построена на глубине 12 метров, и у нее нет эскалаторов.

Павильон и подземный зал станции выполнены по проекту архитекторов Е.А. Левинсона, А.А. Грушке и инженера С. М. Эпштейна. «Автово» входит в число 12 красивейших станций метро мира.

Наружный павильон, выполненный в стиле советского неоклассицизма, оформлен двойным шестиколонным портиком и куполом на большом световом барабане. Но главная красота — внутри, в подземном зале, где плоское перекрытие поддерживают 46 колонн, из которых 30 облицованы мрамором, а 16 — декоративными пластинами из литого стекла с обратным рельефом.

Внутренняя поверхность стеклянных панелей имеет гранёный рельеф, с углом граней 80 градусов. Благодаря такой огранке создается оптический эффект — свет отражается от граней прежде, чем достигает бетона, поэтому опорные конструкции под стеклом не видны, и все колонны кажутся стеклянными монолитами. Большую помощь в создании станции оказали учёные, особенно известный специалист по оптическому стеклу, член-корреспондент Академии Наук Н.Н. Качалов.

Стекло в качестве облицовочного материала в метро было применено впервые. Ленинградские архитекторы нашли способ закрепления стеклянных панелей плит на бетоне, который обеспечил их сохранность: панели закреплены с помощью декоративной металлической ленты, обвивающей колонны.

Первоначальный проект предусматривал остекление всех колонн подземного зала. Однако подрядчик не успевал полностью выполнить отливку к сдаче объекта, и колонны временно облицевали камнем. А после выступлений Н.С. Хрущёва против «архитектурных излишеств» к вопросу об облицовке остальных колонн больше не возвращались

Тема оформления станции — оборона Ленинграда. Люстры, светильники, орнаменты решёток украшены лавровыми ветвями, золочёными мечами и другими эмблемами воинской доблести. Торцевую стену центрального подземного зала украшает мозаичное панно «Победа» работы художников В.А. Воронецкого и А. К. Соколова.

Станция «Автово» расположена в промышленно-деловом районе города без особых достопримечательностей. Но именно отсюда, с проспекта Стачек, отправляются маршрутные такси к дворцам и паркам Петергофа.