Выставка
Место
Музей музыки в Фонтанном домеНаб. реки Фонтанки, 34
Шереметевский дворецНабережная реки Фонтанки, 34
Категория
ВыставкаДата
06 апреля 2022, 11:00 — 26 июня 2022, 19:00
Цена
100 р. — 300 р.
Афиша / Выставка
Фотогалерея
Ключом к пониманию замысла проекта может стать высказывание композитора Альфреда Шнитке: «В образе Фауста соединились полярные качества человеческой натуры — божественный огонь природных талантов и бездарная погоня за властью и наслаждениями, величие и чистота помыслов и кощунственное любопытство к злу и грязи, дерзновенная сила порыва и неспособность справиться с силами, разбуженными этим порывом. Как никогда, образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло еще способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду».
Темы, затронутые в бессмертном «Фаусте» Гете, остро отзываются в сегодняшнем движении научной, художественной, философской и даже религиозной мысли. Жажда бессмертия и биохакинг, стремление к всезнанию и искусственный интеллект, погоня за вечной молодостью и социальные сети — эти и многие другие вопросы станут основой для дискуссий в рамках обширной просветительской программы вокруг выставки.
Экспозиция «Пять искушений Иоганна Фауста» построена по принципу pro et contra. Она развивается как непрерывная дискуссия, в которую неминуемо втягивается зритель. Классические музыкально-театральные сюжеты «спорят» друг с другом за душу Фауста: опера Гуно «Фауст» — с оперой Бойто «Мефистофель», оратория Берлиоза «Осуждение Фауста» — с «Фауст-симфонией» Листа. Опусы XIX столетия находятся в диалоге с «Историей доктора Иоганна Фауста» Альфреда Шнитке — гения XX века.
Старые мастера и академическое искусство, в свою очередь, вступают в диалог с современными художниками. Экспонаты из собраний Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Государственного Эрмитажа, Русского музея, Музея истории религии, Музея-заповедника «Павловск», Музея Академии художеств, Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке, Белгородского художественного музея соседствуют, в частности, с объектами из инсталляции «Фауст» Андрея Бартенева, видео-артом группы AES+F «Пир Трималхиона», аудиовизуальным перформансом Марины Алексеевой и Владимира Раннева, кинетическими объектами Инженерного театра АХЕ и работами современных художников из Галереи Марины Гисич, галерей DIDI и Анна Нова.
Особое измерение выставки — пространство интерактивных станций под общим названием «Частная территория». Зритель сможет познакомиться с частными мнениями студентов мастерской Александра Сокурова, снявшего своего «Фауста» в 2011 году, поэта Вани Пинженина и его музыкальных проектов «Простывший пассажир трамвая № 7» и «ЙУЛАЙ», иерея Русской православной церкви Илии Макарова, философа Богдана Фауля, искусствоведа Ивана Чечота.