Выставка

Выставка «Политический театр времён СССР»

Место

Музей политической истории России

ул. Куйбышева, д. 2-4 (вход с Кронверкского пр.)

Категория

Выставка

Дата

08 ноября 2019, 10:00 — 22 ноября 2019, 18:00

Цена

50 р. — 250 р.

Афиша / Выставка

Выставка, приуроченная к Году театра в России, расскажет о важной общественной роли, которую играл театр в советскую эпоху. Фотографии, афиши, программы спектаклей, фрагменты рецензий и отзывов зрителей покажут, как театр влиял на мировоззрение и нравственные установки советского человека. Выставка основана на экспонатах музейной коллекции. Она охватывает период от хрущёвской оттепели до перестройки. 

Феномен «политического театра» появился после смерти Сталина и исчез в начале 1990-х годов. Содержание пьес отражало как историко-революционное прошлое страны, так и современные социальные вопросы. Политический театр был одновременно и рупором идеологических установок, и голосом запрещённой правды. В знаковых постановках БДТ, «Современника», Театра на Таганке, МХАТа ярко звучало гражданственное начало, актёров на сцене волновали те же вопросы, что и людей, сидящих в зале.

Главные герои выставки – яркие представители поколения шестидесятников: драматурги Михаил Шатров и Александр Гельман, режиссеры Олег Ефремов и Юрий Любимов, Георгий Товстоногов и Зиновий Корогодский. Они стремились раскрепостить сознание зрителя, привить ему способность самостоятельно мыслить. Так, пьесы Шатрова открывали для широкой публики неизвестные страницы советского прошлого, вычеркнутые из истории имена. На выставке можно будет увидеть подлинную рукопись пьесы Шатрова «30 августа» («Большевики») с правкой автора. Пьеса была поставлена к 50-летию Октябрьской революции, однако спектакль не понравился Институту марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, а председатель цензурного комитета Павел Романов усмотрел в нём крамолу. Показ пьесы состоялся только благодаря личному разрешению министра культуры СССР Екатерины Фурцевой. 

В драматургии Гельмана отразились противоречия плановой административно-командной экономики. Он создавал идеал «производственной демократии», где рабочий не меньше директора заинтересован в конечном результате, а подчинённый может указать начальству на его ошибки. Таким образом, со сцены звучали идеи, которые начнут реализовываться в период перестройки. 

Чтобы обойти советскую цензуру, театры изощрялись в искусстве намёков, в создании подтекста, а зрители учились их разгадывать. Находясь под впечатлением после спектакля, люди думали, переживали. Этот диалог советского театра с обществом отражают представленные на выставке письма зрителей, газетные рецензии и отзывы критиков.

Также на выставке будут представлены материалы, рассказывающие об успехах советского театра за рубежом. Зрители увидят афишу знаменитой рок-оперы «Юнона и Авось», выпущенную во время гастролей московского театра «Ленком» во Франции, и проспект, посвящённый этому спектаклю с автографами его создателей.