Выставка

Выставка памяти Владимира Устименко

Место

Галерея Борей

Литейный пр., 58

Категория

Выставка

Дата

21 мая 2022, 12:00 — 04 июня 2022, 20:00

Цена

Бесплатно

Афиша / Выставка

В Малом зале галереи «Борей» открыта выставка памяти Владимира Устименко, известного под творческим псевдонимом Фауст (26 ноября 1960 — 16 мая 2022).

Музыкант, поэт и художник Фауст (Владимир Устименко свой творческий псевдоним, по рассказам друзей, получил, учась в Институте целлюлозно-бумажной промышленности, или «Промокашке») является известной звездой петербургского концептуализма. Время от времени на вернисажах он дарит знакомым наборы открыток собственного изготовления. В 2011 году такой набор был выпущен издательством «Пиздат». А начинал Фауст в самом конце 1970-х барабанщиком в группе «Пепел», в 1980-е играл в «Тяжелых бомбардировщиках», бодрил товарищей стихами. Куратор выставки Олег Котельников вспоминает двустишие в идеальном ритме:

Заломала пальцы я.
Не хватает кальция.

Основной формат творчества Фауста — открытка, почтовая карточка, сделанная художником в технике коллажа, иногда с надрисовкой. У Фауста есть братья по разуму — художники, работающие в этой технике в разных странах. Впрочем, подчас они, как, например, лондонец Питер Сильвейр, строят коллажи из фрагментов почтовых карточек в размер не просто больших поздравительных открыток, но достигают масштаба камерных кабинетных картин. Для Фауста принципиально именно сохранение размера открытки, делающее его самого художником «народным», а не «профессиональным». До расцвета Фейсбука и Инстаграма обмен открытками был самым доступным способом порадовать друзей. А коллекционирование открыток являлось самой демократичной формой собирания искусства.

Работая с разнообразнейшим материалом старых открыток (Фауст использует для своих произведений поздравления с праздниками, тематические наборы, рассчитанные на различных коллекционеров, собирающих все, от советских орденов до портретов русских трансформирует или «остраняет» образы. Встречаясь в его «кадрили», то есть нарезке кадров, две фигуры из разных «фонотек» соединяются, словно хорошо сросшиеся части одного организма, и производят новый смысл — добавочный элемент. Так, разноцветные герои Интернационала молодежи получают от художника разные траектории судьбы вместе с разными очками: белые юноша и девушка скрывают глаза за черными солнцезащитными очками, африканец же «смотрит» через забеленные стекла.

Произведения Фауста очевидны и не нуждаются в текстовых комментариях: концептуализм его «неклассический» — он сугубо визуален и подтверждает призвание изображения быть вместилищем смыслов всевозможной устремленности, широты, глубины и остроты. Глядя на коллажи Фауста, мы не погружаемся в состояние неопределенности, саспенса, но наоборот понимаем, что, если до Фауста так не было, на самом деле только так и должно было стать. И в этом смысле концептуальная кадриль Фауста — по-настоящему классическое искусство, единое и неделимое.

Екатерина Андреева