Выставка
Музей Эрарта представляет выставку именитого художника Петра Дика (1939—2001), в творчестве которого совмещаются красота природы и трагические переживания советского детства. Работы автора хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Авторская манера Петра Дика сформировалась под влиянием красоты природы и трагических переживаний советского детства. Дик родился в семье этнических немцев на Алтае, где его окружали «безбрежное море ковыля и огромное небо». Любой элемент, появлявшийся в таком пространстве, воспринимался как значимый.
Когда началась война, маму мальчика отправили в трудовые лагеря, а папу — на фронт, откуда он вернулся в конце 42-го, больной туберкулезом. Скорая смерть отца стала первым серьезным потрясением для Петра. «Жизнь в послевоенные годы была не лучше, чем в войну: тот же голод, та же необходимость бороться за выживание, — вспоминает художник. — К тому же это жизнь под надзором комендатуры. Моей реакцией на все окружающее было сильное сопротивление».
Именно «чувство сопротивления», со временем переродившееся в инстинкт, и обостренная жажда справедливости в течение всей жизни придавали Петру Дику силу и смелость отстаивать свой эстетический выбор. Отчасти поэтому он выбрал секцию графики в Союзе художников: там было больше свободы самовыражения, чем в живописи или скульптуре, например. При этом долгое время Дик работал в стол: возможность выставляться автор получил только с началом перестройки.
Тогда же, в конце 80-х, Петр Дик «нашел» свою технику — пастель по наждачной бумаге. Она позволила ему буквально втянуть зрителя внутрь работ: темный фон и зернистость материала придают пастели особую глубину, подчеркивают насыщенность цвета и тона. Внутри графического листа плотность пастели как будто бы изменяет привычное соотношение пространства и времени: «гравитация увеличивается, тьма сгущается, а свет становится насыщеннее». Так художник добился особого драматизма, который создает как физическое, так и метафизическое ощущение вечности в его работах.
Графике Петра Дика присущи инаковость, особая человечность и молчаливая тайна — благодаря этим особенностям лаконичная эстетика работ автора становится этикой.