Выставка

Межмузейный проект «Портрет художника»

Место

Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI веков

Наб. Канала Грибоедова, 103

Категория

Выставка

Дата

06 декабря 2022, 12:00 — 12 марта 2023, 20:00

Цена

250 р. — 350 р.

Афиша / Выставка

Более 180 живописных и скульптурных работ, инсталляций и арт-объектов из собраний 23 музеев страны, в том числе: Русского музея, Московского музея современного искусства, Вятского художественного музея имени Васнецовых, Музея нонконформистского искусства, Государственного музея истории Санкт-Петербурга и т.д., а также частных коллекций и галерей будет представлено на трех этажах выставочного пространства. Лейтмотивом выставки станет образ творца — многоликий и непостижимый, отражающий мир во всех его противоречиях.

В поле исследовательского интереса организаторов проекта «Портрет художника» — образы мастеров российского и мирового искусства, запечатленные собратьями по творческому цеху. Попытка разобраться в психологической природе или хотя бы в фактах биографического бытия представленных героев демонстрирует бесконечное множество творческих интерпретаций и художественных подходов. Живописные и скульптурные произведения, объекты и инсталляции, собранные на выставке из собраний 23 российских музеев и галерей, позволяют расширить границы исторических смыслов, извлечь новые разновидности визуальных впечатлений, поразмышлять о характере взаимоотношений между портретируемым и его создателем.

Персонажами экспозиции стали кумиры российской и мировой культуры — Тициан и Эль Греко, Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Ренато Гуттузо и Владимир Маяковский, Сальвадор Дали и Оскар Кокошка, Исаак Бродский и Александр Рылов, Натан Альтман, Руфим Фрумак, Михаил Керзин, Георгий Нисский. Их образы созданы вдохновением не менее известных российских художников ХХ века.

Портреты современных художников Санкт-Петербурга и Москвы также составляют репертуар экспозиции выставки. Узнаваемые лица силой художественного воображения преобразуются в былинных героев (Л. Костенко. Портрет художника Г.П. Егошина. 1989), театрализованных принцесс (З. Аршакуни. Портрет художницы Марины Азизян. 1969), гостей маскарадного карнавала (Ю. Гусев. Гости карнавала. 2011), в шуточных протагонистов времен Ивана Грозного (Д. Шагин. Митьки приносят Ивану Грозному нового сына. 2019).

Кураторы сознательно сталкивают классические и современные стилистические векторы, временные и пространственные измерения, втягивая зрителя в стихию художественных фантазий и метаморфоз. Ирония, комизм, пародия странным образом не снижают серьезность интонации выбранной темы, а лишь демонстрируют общую драматургию творческого самоутверждения, амбициозное желание авторов приобщиться к величию истории. Именно в таком контексте следует рассматривать произведения Евгения Гиндпера («Волошин в Коктебеле». 1998), Натальи Шалиной («Кокошка и Альма». 2022), Андрея Семенова («Дерен и Матисс в Коллиуре». 2022).

Экспозицию отличает богатство жизненных и творческих историй именно благодаря присутствию Другого человека в судьбе портретируемого. Этот Другой порой выступает в роли медиума, питает и оплодотворяет собственными чувствами, а порой и страстью, объект своего интереса, наполняет его собственной силой, из которой и рождается по сути новый персонаж истории.

Необъятная сама по себе тема «Художник рисует Художника» на данной выставке демонстрирует широкую шкалу изобразительной реализации — от серьезно-бытовой до безумно-шутовской. Портреты удивляют, восхищают, забавляют, свидетельствуя о стремлении их создателей осмыслить реальность в постижении индивидуальности своих героев.