Выставка

История портрета Н. Н. Пушкиной работы К. Мазера

Место

Музей-дача А. С. Пушкина

г. Пушкин, ул. Пушкинская, 2/19

Категория

Выставка

Дата

17 октября 2019, 10:00 — 27 января 2020, 18:00

Цена

от 60 р.

Афиша / Выставка

Выставка посвящена одному портрету, долгие годы хранившегося в собрании Пушкинского музея Императорского Александровского Лицея. Это портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы шведского художника Карла Петера Мазера, созданный в 1839 году.

Художник родился в Стокгольме, там же обучался живописи, затем учился в Париже, а в 1838 году приехал в Петербург. Будучи человеком активным, любознательным, Мазер много путешествовал, сопровождая свои передвижения зарисовками быта и природы. Он ходил с бурлаками по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, посетил Кавказ, Урал. В 1848 году во время путешествия по Сибири (Кяхта, Иркутск, Красноярск, Томск, Омск, Ялуторовск, Тобольск) художник создает портреты декабристов С. Г. Волконского, И. И. Пущина, И. Д. Якушкина, А. В. Поджио. В Тобольске он начал писать коллективный портрет жены и детей А. М. Муравьева, но местные власти работу запретили и в конечном итоге выслали художника из города.

В 1851 году Мазер открыл в Москве дагерротипное ателье. Уехав в 1854 году в Стокгольм, он окончательно переключился на фотографическое искусство, и в 1864 году создал руководство по фотографии.

Но главные работы художника остались в России, где он прожил пятнадцать лет. Попав в литературные круги Петербурга и Москвы, он исполнил множество портретов художников, литераторов, друзей Пушкина: К. П. Брюллова, М. И. Глинки, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, П. В. Нащокина, А. Н. Оленина и др. Среди наиболее известных — посмертный портрет Пушкина, написанный по заказу друга поэта П. В. Нащокина, который и позировал художнику, облачившись в пушкинский архалук (халат). Мазеру же принадлежит и небольшой портрет Натальи Николаевны (47,7×42 см), созданный в первые годы ее вдовства. Она изображена стоящей у полосатого кресла в черном рединготе с широким белым воротником. Гладко расчесанные спереди волосы уложены сзади в виде подковы, в ушах крупные серьги. На кресле красная шаль, шляпа и зонтик. Фоном портрета служит драпировка справа и осенний пейзаж слева на переднем плане.

Наталья Николаевна после гибели мужа безвыездно жила в Полотняном Заводе, калужском имении Гончаровых, и вернулась в Петербург в начале ноября 1838 года. Главным мотивом ее возвращения, очевидно, были сыновья, которым надо было дать образование, и именно в столице, где была возможность устроить их в учебные заведения на казенный счет. В Петербурге она жила довольно уединенно, занимаясь подросшими детьми и общаясь с друзьями и родственниками покойного мужа, в том числе с его отцом Сергеем Львовичем, часто навещавшим внуков и невестку. Материальное положение семьи по-прежнему было тяжелое, несмотря на назначенную государственную годовую пенсию. Трагическая утрата и жизненные невзгоды читаются в утомленном взгляде, во всем строгом и спокойном облике вдовы поэта.

Портрет Натальи Николаевны попал в Пушкинский музей Императорского Александровского Лицея от некоего А. А. Журавлева и хранился там до 1917 года, затем был передан в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН. В 1953 году портрет поступил в собрание Всесоюзного музея А. С. Пушкина.